Вы здесь

Новая налоговая реформа: комментируют эксперты

Новая налоговая реформа: комментируют эксперты - Южноуралец - Газета
Просмотров: 
20

По словам Министра финансов Антона Силуанова налоговая реформа затронет лишь 3,2% работающего населения. Это примерно два миллиона человек. Для доходов от 2,4 до 5 млн рублей в год НДФЛ будет 15%, от 5 до 20 млн в год — 18%, от 20 до 50 млн — 20%, от 50 млн — 22%. 

«При разработке поправок мы опирались на рекомендации Госдумы. Предлагаемые изменения позволят обеспечить стабильные и предсказуемые условия для граждан, бизнеса и регионов на ближайшие шесть лет. И даст рост экономического благосостояния страны», – отметил Антон Силуанов.

Завкафедрой социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного медицинского университета Мария Егорова обратила внимание, что в отличии от России, в других странах люди платят высокие налоги даже с маленькой зарплатой. «Сейчас повышение НДФЛ коснётся небольшого количества россиян. И если в год вы заработали больше 2,4 млн рублей, налог не будут считаться от общего дохода. 15% нужно будет заплатить только от суммы, которая превысила порог. При этом, увеличение ставок НДФЛ никак не отразится на росте цен. Южноуральцы могут не переживать – это никак не связано», – обратила внимание Мария Егорова.

Также в материалах Минфина говорится, что порядок налогообложения останется прежним для участников СВО. Они без изменений будут платить НДФЛ 13%. Не коснется модернизация и налогов, которые платят самозанятые. А вот для малоимущих семей с двумя детьми за счет возврата части НДФЛ ставка будет 6%. Такую выплату смогут получить около половины российских семей.

Среди предлагаемых изменений также увеличение ставки от продажи недвижимости. На сумму больше 2,4 млн рублей налог увеличат до 15%. Вице-председатель Челябинского областного отделения «Опора России» Елена Фасахова отмечает, что прогрессивная налоговая шкала вводится также, чтобы решить проблему социально-экономического неравенства.

«Мы видим, что у россиян сегодня есть существенная разница в доходах. И повышение налога позволит не только пополнить бюджет страны и решить важные социальные задачи, но и в какой-то степени уравняет население. Изменения затронут тех, чьи профессии востребованы на рынке труда. Это айтишники, высококвалифицированные специалисты, ну и конечно же руководители», – отметила эксперт.

Напомним, о том, что система налогообложения в стране должна быть модернизирована ранее говорил президент во время обращения Федеральному собранию. Владимир Путин предложил подумать над увеличением налогов для людей с высокими доходами. 

 

Что же предлагает Минфин?

  • Прогрессивная шкала подоходного налога. Как следует из поправок, ставка 13% остается для доходов до 2,4 млн руб. в год (то есть 200 тыс. руб. в месяц). Далее начинает работать прогрессивная шкала. Для доходов от 2,4 млн до 5 млн руб. в год предлагается ставка 15%, от 5 млн до 20 млн в год - 18%, от 20 до 50 млн в год - 20%, от 50 млн руб. в год - 22%. Правило начисления повышенной ставки именно с суммы превышения порога остается работать и здесь. То есть человек, зарабатывающий 250 тыс. руб. в месяц заплатит только 1 тыс. руб. НДФЛ дополнительно: по ставке 13% его превышение в 50 тыс. руб. облагалось бы суммой в 6500 руб., а по ставке в 15% будет облагаться суммой 7500 руб. Таким образом, подавляющая часть российского населения изменений в налогообложении своих доходов не заметит вообще.
  • Налог на доходы по вкладам и дивидендам. По подоходному налогу на дивиденды Минфин предлагает сохранить действующую ставку 13% до суммы 2,4 млн руб. в год, и свыше этой суммы - 15%, но уже без дальнейшей прогрессии. Отказ от повышения ставки связан с тем, что поднимается налог на прибыль - тем самым уменьшается доход, с которого выплачиваются дивиденды. То есть та прибыль, из которой выплачиваются дивиденды, уже будет обложена налогом на прибыль организаций по ставке 25%. Сохранение уровня налогообложения дивидендов позволит также не тормозить развитие фондового рынка: люди будут покупать акции компаний, обеспечивая их финансированием, только в том случае, если увидят перспективы получения дохода, в том числе в виде дивидендов. При решении также учитывалось и то, что во многих соглашениях об избежании двойного налогообложения с другими странами ставка НДФЛ по дивидендам установлена в размере 10-15%.
  • Подоходный налог за продажу имущества. За продажу недвижимости сохранится ставка НДФЛ на уровне 13% до суммы в 2,4 млн руб., а свыше этой суммы - 15%. И снова без дальнейшей прогрессии. Льгота в виде освобождения доходов от продажи имущества физлица при выполнении минимальных сроков владения таким имуществом, установленных Налоговым кодексом (пять лет для недвижимого имущества, три года для иного имущества), сохраняется в полном объеме вне зависимости от размера доходов налогоплательщика.
  • Упрощенная система налогообложения (УСН). Для развития малого бизнеса предлагается поэтапное увеличение порога для применения УСН. Такой подход позволит малому бизнесу плавно встраиваться в общую систему налогообложения, масштабируя свои предприятия, и при этом направлен на пресечение популярных схем дробления бизнеса. Для развития малого бизнеса предлагается увеличение порогов УСН по доходам до 450 млн руб. и основным средствам до 200 млн. руб. с одновременным введением обязанности по уплате НДС для налогоплательщиков с доходами более 60 млн руб. и при этом с отказом от повышенных ставок в размере 8% для "доходов" и 20% - для "доходы минус расходы".
  • Налог на прибыль. Его предлагается повысить с нынешних 20% до 25%. Повышение налога на прибыль позволит с 1 января 2025 года отказаться от использования оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины, которые увеличивают потребность бизнеса в оборотном капитале и не учитывают его финансовый результат. Повышение ставки налога на прибыль организаций будет более справедливой фискальной альтернативой курсовым экспортным пошлинам. Для инвестирующих компаний государство предпринимает целый ряд дополнительных мер. Они обязательно будут оказаны тем предпринимателям, кто не прячет прибыль в офшорах, а направляет ее на инвестиции в расширение производства, а также в социальную инфраструктуру: Важно сохранение т.н. "дедушкиной оговорки" - сложившийся в мировой практике принцип защиты инвестора от изменения законодательства.
  • Налогообложение рентных отраслей. Важный вопрос, который должен решаться справедливым налогообложением, - это распределение уровня налоговой нагрузки в различных отраслях экономики. На высокодоходные отрасли должны распространятся сопоставимые налоговые условия, особенно когда речь идет о природной ренте. Природные богатства - общественное достояние, доходы от которых должны распределяться на поддержку граждан и бизнеса, а не оседать у собственников рентных компаний.

С учетом рекомендаций Госдумы, поступивших в правительство, налоговые поправки должны быть приняты в весеннюю сессию, чтобы изменения в налогообложение вступили в силу с 1 января 2025 года. Сейчас правительство дает бизнесу возможность подготовиться и предлагает пересмотр ставки загодя (за полгода минимум) и в рамках бюджетного процесса. Правительство не предлагает каких-то внезапных и срочных для бизнеса решений. В этом плане повышение налога на прибыль для бизнеса намного лучше, чем непредсказуемые изъятия через чрезвычайные меры (такие как налог на сверхприбыль, например). И бизнес, и общественные организации, и регионы просят принять закон сейчас, чтобы успеть подготовиться.

Похожие новости