Вы здесь

Создать «смех» 

Создать «смех»  - Южноуралец - Газета
Просмотров: 
49

Рассказать смешную историю картинками. «Как создаются комиксы?», – мастер-класс для горожан провел Константин Дубков, руководитель «Уральского комикс-центра» из Екатеринбурга. Поездка в Чебаркуль организована в рамках гранта Российского фонда культуры по проекту «Удивительные путешествия детских писателей по Уралу».

Комикс – это …
Манга, «Человек-паук», «Бэтмен», «Винкс»… Старшему поколению комиксы знакомы как «Веселые картинки» или – «Книжки в картинках». В разных культурах комикс называют по-разному: в Японии – манга, во Франции – банд-дэссине, в Италии – фуметто, в России – рисованная история. Но суть одна: это – история, рассказанная через последовательность картинок.
Всплеск интереса к комиксам в нашей стране произошел в 1980-е годы в связи с открытием железного занавеса, когда отечественные художники-иллюстраторы открыли новый вид искусства – иностранные комиксы. Популярность комиксов как «домашнего искусства» возросла во время ограничений на передвижения в пандемию COVID-19. В последнее время работы российских комиксистов стали более востребованными в связи с невозможностью купить лицензию зарубежных комиксов в период санкций.
Этот смешной рисунок (от англ. сomic – «смешной») соединяет в себе умения рисовать, писать сценарий, верстать, разбираться в полиграфии, работать со шрифтами и даже продавать. Главное – донести смысл истории до читателя без дополнительных пояснений автора.
 

Самовыражение
Создавать комиксы Константин Дубков начал класса с пятого, в конце 1980-х годов. Рисовать только картинки быстро наскучило, начал прорисовывать персонажей, с которыми что-то происходит, и это очень понравилось. Так и «пришел» в комиксы, сделав увлечение своей профессиональной деятельностью. 23 года Константин работает комиксистом (художником комиксов) и иллюстратором. Последние шесть лет – и педагогом дополнительного образования.
Создавать комиксы для Константина Дубкова – своеобразный способ высказывать мысли, контактировать с окружающим миром. «Одни говорят через книги, другие – через стихи, третьи – через музыку. Мой инструмент – комиксы. Да, я говорю словами. Но иной раз сложно объяснить. И я говорю: "давай я тебе лучше нарисую"», – делится Константин Дубков.
 

Как создать комикс?
Это трудоемкий процесс. На страницу черно-белой рисованной смешной истории у комиксиста уходит от получаса до полутора часов. На цветную, с прорисовкой деталей – два-три дня, в зависимости от сложности рисунка. Плюс раскадровка, работа над сценарием.
Технологию создания комиксов Константин пояснил на примере начала «Сказки о рыбаке и рыбке», распределив сюжет по четырем кадрам, расположенным последовательно, как мы читаем: слева направо, сверху вниз. В этих картинках автору надо изложить историю, у которой есть начало, развитие и окончание. В первом кадре дается ситуация: у старика и старухи есть проблема – разбитое корыто. Во втором и третьем кадрах персонаж действует, чтобы достичь цели и заменить корыто: так разворачивается история. В финале, в четвертом кадре, старик достигает цели: у старухи новое корыто.
 

Пробуем?
Участникам мастер-класса Константин Дубков предложил нарисовать свою историю – создать комикс за полчаса. Такая проба карандаша в роли комиксиста: в четырех или в шести кадрах передать сюжет, где действует любимый герой. Единственное, что может ограничить при создании комикса – фантазия автора. Да, и любимого персонажа лучше «знать в лицо»: понимать характер и поступки, чтобы действовать и говорить от его имени. А мастер оценит и подскажет, что лучше изменить в картинках.
«Попробовать что-то новое – интересно. Картинки похожи на аниме, но само аниме не завораживает. В комиксах интереснее сюжет, сами рисунки», – делятся впечатлениями участницы мастер-класса Настя и Даша.
 

Самое интересное – в голове
Комиксы надо уметь читать – это как понимать картины. Надо иметь «насмотренность». Человек, который впервые рассматривает комикс, может даже запутаться. В отличие от мультфильмов, которые показывают сюжет через движение, комикс показывает сюжет через ключевые кадры. Самое интересное происходит «между кадрами» – в голове читателя. Понимать происходящее – важное умение для чтения комиксов. Надо разобраться в последовательности картинок: через значимые детали мы «додумываем» идею автора. Творческий процесс.
Зачем читать комиксы?
Чтение комиксов развивает воображение. Мы видим картинки и видим персонажей. Но то, что происходит между кадрами – наши идеи. «Например, в одном кадре – кто-то замахнулся мечом, в другом – меч лежит на дереве. Мы не видели, как летит меч. Но мы в голове «дорисовали» все действие. Мы поняли. В этом – и есть сила комиксов: он показывает фрагменты из происходящего, и мы, погружаясь в действие, дорисовываем все, что между кадрами. Внутри нас происходит развитие истории, – поясняет комиксист. – Комикс еще работает и с нашей памятью: нам же известно, что мечи на деревьях не растут».

Ольга Иванова, газета "Южноуралец"
фото автора

Похожие новости