Вы здесь

Даже муха не пролетит

Даже муха не пролетит - Южноуралец - Газета
Просмотров: 
53

Служба в пограничных войсках всегда считалась не только одной из самых сложных, но и почетных. В семье Манаковых в данном роде войск служили четыре поколения мужчин. О своих дедах и отце, о службе на границе с Китаем газете «Южноуралец» рассказал чебаркулец Владимир Манаков.

Все мужчины в семье Манаковых служили на Дальнем Востоке в пограничных войсках. Прадед Прокопий — потомственный казак, воин. Единственный сын в семье. Был образованным, поэтому служил писарем у атамана.

«Дед, Иван Прокопьевич, трудился председателем колхоза, — рассказывает Владимир Борисович. — В сороковом году призвался на финскую войну, а потом участвовал и в Великой Отечественной. Он был командир дальнобойного орудия на Дальнем Востоке в войне с японцами. В наряды выходили на лошадях, были боевые клинки, как у казаков. По контузии в апреле 1945 года пришел, встретил День Победы, а 20 мая умер».

 Дед - Иван Прокопьевич

Отец нашего собеседника, Борис Иванович, тоже призвался на Дальний Восток и четыре года служил на границе с Китаем. 

«Тогда с этой страной были прекрасные отношения: Мао Цзэдун очень уважал Сталина, — продолжает Владимир Борисович. — Поэтому и отношения между пограничниками двух государств были хорошие, даже застава с заставой играли в футбол, волейбол».

 Отец - Борис Иванович (нижний ряд слева)

Ну а когда наступило время служить Владимиру, отношения нашей страны с Китаем были плохие. Служил ефрейтор Манаков в пограничных войсках КГБ СССР на советско-китайской границе в период 1975-1977 годов. 

«После пограничного конфликта на острове Даманском в 1969 году, наша граница была достаточно сильно укреплена, — рассказывает Владимир Борисович. — Охраняли территорию, граничащую с Китаем, в основном ребята из Свердловской, Курганской, Челябинской областей. Всего с Урала в тот год призвалось 700 человек, с одних только Кундравов — семеро! В «учебке» нам показывали фильмы для служебного пользования с целью воспитания в нас настороженного отношения к китайцам. Кто желает  напугать себя до дрожи в коленках ужасным и неуловимым спецназом из Поднебесной, может воочию посмотреть на то самое элитное китайское подразделение «Дунбэйские тигры». Были у нас и разговорники на китайском языке».

 Часовой границы Владимир Манаков

Застава состояла из тридцати человек, охраняли территорию в 26 километров. Участок назывался НВДН, то есть «направление вероятного движения нарушителя государственной границы». Поэтому обучали бойцов тщательно: дневные и ночные стрельбы, физическая подготовка. На высшем уровне была и политическая подготовка. После года службы Владимир Манаков стал кандидатом в члены КПСС.
Взаимодействие внутри наряда организовывалось старшим пограничного наряда. Граница была защищена двумя системами: «скала» — колючая проволока, через 10 сантиметров — двухметровые столбы с козырьками, по ним небольшое напряжение, и система С-100, которую долгое время считали символом «советской границы на замке», одним из символов железного занавеса. Именно с системы С-100 пошел метод определения замыкания или обрыва заграждения: взявшись за две линии колючей проволоки, «померить» импульс; в районе замыкания импульс был слабый, а при обрыве вообще отсутствовал.

«Если случалась «сработка», тревожная группа выезжала, следовала команда «в ружье», — рассказывает Владимир Борисович. — Для поддержания взаимодействия между пограничными нарядами устанавливались единые постоянно действующие открытые сигналы: «Прорыв в наш тыл», «Прорыв в сторону границы», «Спешите на помощь», «Вооруженное вторжение противника», «Прибыть тревожной группе», «Дать луч». 

К примеру, сигнал «Прорыв в сторону границы» подавался при обнаружении следов, ведущих в сторону государственной границы, или нарушителей, пытающихся прорваться на территорию сопредельного государства. По этому сигналу соседние пограничные наряды немедленно выдвигались на направление вероятного движения нарушителей и прикрывали участки государственной границы, указанные в приказе начальника заставы. Так же происходит и сейчас.

«Дальний Восток — вообще удивительный край, — продолжает наш собеседник. — Там много зверей, которые чаще всего и являлись нарушителями границы: медведь подойдет к заставе, как даст лапой по системе; застава выезжает, а там шерсть, кровь. Поэтому у нас при себе были хорошо заточенный нож и обученная собака, которая всегда учует опасность».

 Пограничники в дозоре

При обнаружении следов, ведущих в тыл участка заставы, или нарушителей, пытающихся скрыться в тылу, подается сигнал «Прорыв в наш тыл». В этом случае ближайшие пограничные наряды усиливают наблюдение за подступами к границе со стороны тыла, чаще проверяют сигнализационные и контролирующие средства — чтобы не допустить обратного прорыва нарушителей за границу.
Владимир Борисович вспоминает о том, что часто случались лесные пожары. Когда горели большие территории, на границе был сигнал «Спешите на помощь». Он также подавался пограничным нарядом при его вступлении в бой с вооруженными нарушителями границы, при нападении противника на наряд, а также при получении пограничниками травм в результате стихийного бедствия и в других случаях, когда невозможно было продолжить выполнение задачи самостоятельно. 

«Ну и совсем серьезный сигнал «Вооруженное вторжение противника». Он подавался при вторжении на территорию СССР войсковых групп и банд. В наше время, к счастью, такого не было», — признается наш собеседник.

По окончании службы Владимир Манаков был награжден знаком «Отличник погранвойск» 1 и 2 степеней, медалью «За отличие в охране государственной границы». 
На вопрос, о чем вспоминают пограничники, когда собираются ежегодно 28 мая в парке Победы, Владимир Борисович ответил не задумываясь: «О годах службы. И если бы мне сейчас предложили, я бы опять пошел служить на границу!».
Ольга Полякова,
фото из личного архива семьи Манаковых

Похожие новости