Вы здесь

Духовная поддержка для бойцов

Духовная поддержка  для бойцов - Южноуралец - Газета
Просмотров: 
70

Последние годы священник Чебаркулького храма отец Илья Шамрай служит при 90-й гвардейской танковой дивизии и как помощник командира по работе с верующими военнослужащими всегда рядом со своими подопечными. Сегодня, когда наши бойцы участвуют в специальной военной операции, священник не оставляет их без поддержки. Встретив отца Илью после очередной командировки, мы задали ему несколько вопросов о жизни наших защитников.

— Отец Илья, это какая по счету командировка? Какова в ней ваша миссия?
— За все время проведения спецоперации было командировок пять. Основная миссия — доставка гуманитарной помощи. И, конечно, духовное окормление наших военнослужащих. Совмещал полезное с полезным. Наша должность священническая довольно мирная, и заключается в том, чтобы привести человека к Богу. Чтобы человек немного оставил суету и подумал о чем-то личном, важном. И период военных действий не исключение. Задача священника перевести взор бойца на более глубокие смыслы. Основной вид работы — это общение. А потом богослужение и, уже исходя из потребностей военнослужащих, Крещение или Причастие. При этом важно подойти к решению о Крещении не из-за страха смерти, а в стремлении найти успокоение в этом таинстве. Поэтому первоочередная задача священника объяснить, что человек должен креститься тогда, когда он почувствовал в своей жизни Бога.

 Погрузка подарков для бойцов

— Действительно ли, что на войне неверующих нет?
— Человек, находясь в критической ситуации, в отрыве от комфортных условий жизни и попав в ситуацию, где крыши над головой не бывает, перебои с питанием, возможностью помыться, волей неволей начинает «выносить» из сердца то, из чего оно на самом деле состоит. Глупый становится еще глупее, благочестивый еще больше начинает проявлять благочестие. Всякие люди бывают и в окопах, и под обстрелами. Но большинство начинают более серьезно смотреть на поступки, на жизнь. Многие что-то переосмысливают, переоценивают. Для некоторых то, что раньше было менее ценно, становится очень важным.
— Война — это наказание или назидание?
— На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Есть люди хорошие и у нас, есть люди хорошие и у них. Негодяи тоже есть в каждой стране. Просто здесь сложилось очень много факторов, которые повлекли за собой спецоперацию как результат. Но главное здесь не в вопросе «за что?», а скорее в рассуждении «что мы можем из этого хорошее сделать?». Вот сейчас мы видим огромное количество людей, которые готовы помогать даже малознакомым людям. Когда мы первый раз собирали подарки для бойцов, я не ожидал такой отзывчивости. Это сплачивает людей, они начинают лучше понимать друг друга, оказывать поддержку. И каждый раз я не перестаю удивляться этой человеческой заботе. Бывает человек ничего не может сделать, но он все равно находит способ как помочь. Даже самая малость в данной ситуации имеет очень большой вес. Потому что в эту крохотулечку он вкладывает свою душу. Как та евангельская вдовица с двумя копейками, лептами. Поэтому мы уже одержали маленькую победу над ленью, равнодушием.
— Еще вы проводите большую работу с мобилизованными. В чем она заключается?
— Мы втроем занимаемся работой с мобилизованными: отец Димитрий (настоятель нашего храма), отец Константин и я. Примерно через день стараемся быть на полигоне. Один день с Причастием, второй день — Крещение, третий — молебен. Многие проявляют желание после этого пообщаться со священником, задать вопросы. Живое общение — самое ценное.

  Литургия в палаточном лагере
Привести к Богу, напомнить, что «не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Мобилизованные не по своему желанию отправляются в зону боевых действий, их призвало государство. Здесь бывает полезно вспомнить и о Боге, и о жизни вечной. Есть такой грех в человеке, как суета, всё время куда-то спешим, всё время некогда даже подумать. И вот когда перед ними поставили задачу, отправляют на войну, происходит серьезная переоценка. Те, кто откладывал Крещение на потом, теперь поставили это главным. Среди мобилизованных очень много хороших ребят, которые готовы идти защищать интересы своей страны со всей самоотверженностью, со всей любовью к Родине. И очень серьезно они отнеслись и к духовным вопросам. Постоянно приходят в наш походно-полевой храм, обращаются с вопросами, берут читать книги, участвуют в богослужении. «Записки афганца» Виктора Николаева, «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова) и другие книги стали для них альтернативой залипания в Интернете. 
— Вы и до спецоперации проводили работу в дивизии. С началом военных действий изменилось отношение к Церкви?
— Сложно сказать, изменилось отношение к Церкви или нет. Что в семье бойцу прививали, то он и несет с собой. Бывало, приходишь в роту молодого пополнения, начинаешь интересоваться «что да как», встречаются среди «срочников» и дети священников, кто-то из семьи, исповедующей ислам, кто-то позиционирует себя как атеист. Поэтому темы для бесед старался брать военно-патриотического характера с элементами духовности. Например, про такого замечательного святого, как святитель Лука Войно-Ясенецкий. В наше время с ним хорошо знакомы, наверное, только студенты медицинских учебных заведений, так как святитель Лука был прекрасным хирургом. А такие истории очень полезны даже в плане расширения кругозора. Старались организовывать участие бойцов в богослужении в нашем храме в Чебаркуле, особенно на большие праздники Рождество, Крещение Господне, Пасху.
— А у вас есть военный опыт? Срочную службу проходили?
— Я не служил. Потому что рано женился, в 19 лет. Сначала первый ребенок, потом сразу — второй, погодки. А потом вообще стал многодетным отцом. 
— Сложно было вникнуть в армейскую жизнь?
— Поначалу было сложно, потому что вооруженные силы — довольно специфическая структура. Примерно полтора года тянулась моя адаптация. Ведь было важно понять, чем они живут и как, какие у них сложности. Когда в 2015 году впервые поехал с ними на учения, две недели прожил с солдатами в полях в палатке, прочувствовал особенности полевых выходов, самым ценным и дорогим стало общение с бойцами не в формате беседы-лекции, а сердечной «беседы по душам». Ведь в армии важна как тактическая, так и духовная подготовка.
Беседовала Ольга Полякова,
фото со страницы в ВК  «Православный Чебаркуль» 

Похожие новости