Вы здесь

Когда музыка внутри

Когда музыка внутри - Южноуралец - Газета
Просмотров: 
40

88 лет — для человека не предел, можно и дальше жить в здравом уме, на своих ногах, с чувством юмора и спутницей-музыкой.  

Вижу в редакции нашего постоянного подписчика (на фото справа). Пока тепло, Борис Иванович Озернов носит белую капитанскую фуражку. Приветствую его: «Здравствуйте, товарищ капитан!». В ответ слышу: «Неправильно Вы ко мне обращаетесь! Я капитан 2 ранга дальнего плавания сухопутных войск!». Замечаю, как в добрых светлых мудрых глазах играет озорной огонек. 

«Папина дочка»
Каждую пятницу ровно в 10.30 (подполковник в отставке всегда жил и живет по четкому расписанию) Борис Иванович приходит за «Южноуральцем». Причем отказывается получать газету по льготе бесплатно — оформляет подписку за деньги. После обеда и перед сном — часы чтения, обязательно от корки до корки! Утром, во время выхода «на пеший маршрут», возле подъезда нужно будет «провести оперативку с соседом» — обсудить все новости и события, о которых узнал из прессы и услышал по радио и телевидению. Ну и конечно, каждодневная гимнастика, обязательно — элементы личной гигиены, раскладка медикаментов на день, контроль давления и пульса. Цифры надо будет сообщить дочери, когда она в отведенное для разговора время позвонит ему из Челябинска. И снова все по графику...
Так сложилось, что дочь Марина — единственное сокровище, которое осталось у Бориса Ивановича от прошлой жизни. Есть еще внук, но он живет и работает за границей. Сегодня пенсионер один, бывает, ездит к дочери в гости, или она к нему. Остались воспоминания того, как молодой офицер, выпускник Челябинского автотракторного училища (позже — автомобильное) пришел на танцы в Дом культуры г. Винница (центр Украины) и увидел симпатичную «рыжекудрую» девушку. И никогда не танцевавший парных танцев, вдруг выпалил: «Всё, хлопцы сегодня я танцую, и именно с ней!»
Проводил, завязалась дружба. «Когда я спросил, выйдет ли за меня замуж, она ответила — как мама с папой на это посмотрят», — рассказывает Борис Иванович. Ада Марковна оказалась еврейкой по национальности, и ее родители впоследствии полюбили своего зятя, как сына. После росписи «обженились» все друзья лейтенанта Озернова.
«Однажды, сидим травим баланду, играем в шахматы, я говорю — у кого как, а у меня родится сын, продолжатель фамилии — так должно быть и не иначе!», — вспоминает Борис Иванович. И когда 5 мая 1959 года вернулся со службы, теща объявила, что у него родилась дочь. «Проспорил я на литр! Сутки не ходил в больницу, потом подумал — это подло, ребенок-то не виноват! А когда дочку в окно показали — ба, она еще в придачу и лысая!», — снова с юмором рассказывает наш собеседник. Время, когда девочка росла, отец помнит чуть ли ни поминутно: Марина в семь месяцев сделала первые шаги, в годик начала разговаривать, выдавала сразу целые предложения. В общем, развивалась быстро. Любила детские книги, все стихи знала наизусть. Росла «папиной дочкой» — все только ему доверяла делать, даже мыть свою шевелюру. И музыкой заинтересовалась, как папа... 

Офицер с баяном
До сих пор у Бориса Ивановича «живет» баян: когда-то это был старенький инструмент, со временем музыкант приобрел новый, заграничный. Нет-нет да растянет меха, споет: «Здесь, под небом чужим, я, как гость нежеланный. Слышу крик журавлей, улетающих в даль...»
Любовью к музыке Борис воспылал еще участь в школе г. Пласта. Он рос в многодетной семье, у него было шестеро старших братьев и сестер. Сначала на гармони играли старшие братья, затем инструмент инкогнито взялся осваивать Борис. Получалось легко. И когда на одной из свадеб умудренный гармонист упал, не справившись с выпитым, подросток взял гармонь и на удивление всем заменил профессионала. Менял он и духовой оркестр, игравший по выходным в парке культуры и отдыха: отдыхающие с удовольствием вальсировали под звуки баяна, танцевали танго, фокстрот. Постепенно Борис овладел и игрой на аккордеоне, духовых инструментах. Выступал на концертах, на смотрах художественной самодеятельности, в любом деле был в числе первых. Вот и приметил паренька местный военком, который и определил его дальнейшую судьбу. 
И про консерваторию, и про политехнический институт пришлось забыть. С 1953 года началась служба на благо Родины, которая продолжилась на протяжении 27 лет. А общий армейский и трудовой стаж Бориса Ивановича составляет 70 лет и 2 месяца!
Куда только не закинула жизнь: после окончания с красным дипломом военного училища офицер-автомобилист отправился в Прикарпатский военный округ, во Львов. Затем попал на перекрытие границы с Венгрией. Сразу узнал, что такое «пуля-дура»: 
в ГАЗ-63 задремал, прислонился в угол кабины, склонив голову. Тут-то она и просвистела пятью сантиметрами выше. Не срубил бы сон — ровно в голову бы угодила. 
Затем — Винница, 20-я школа, единственная в Советской армии готовящая специалистов для инженерных войск всех видов (впоследствии войсковая часть 67665). Формировал батальон, готовил автокрановщиков, крановщиков, путепрокладчиков БАТ (тяжелый артиллерийский транспортер-тягач, на котором установлено бульдозерное оборудование для прокладки колонных путей по бездорожью). В Виннице у офицера появилась семья, родилась дочь. В 1960 году — перебазировали в Калиниградскую область, через три года — в Прибалтийскй округ (Эстония). В общем, в 20-й школе Борис Иванович задержался на долгие 9,5 года, был командиром учебного взвода, преподавателем, командиром роты. 
В 1965 году попал в Киевский округ (г. Лубны Полтавской губернии), в знаменитую 25-ю гвардейскую дивизию им. В. И. Чапаева. В 1967-м поступил в Ленинградскую академию тыла и транспорта (командно-тыловой факультет). По окончании, в 1970 году, майор Озернов прибыл с семьей в Чебаркуль. Жена трудилась медиком в УралВО, дочка училась в музыкальной и общеобразовательной школах, затем в мединституте г. Челябинска. Сам Борис Иванович сначала стал замкомандира танкового полка, затем ему доверили формировать отдельный учебный автомобильный батальон. «Генеральского звания мне не надо было, я решил, что на этом моя служебная карьера закончится, — поясняет наш собеседник. — А батальон сформировал! Хороший получился — об этом скажут все мои сослуживцы!» И тихо добавляет: «Которые живы...». И везде рядом был проверенный «товарищ» — баян. После окончания службы Б. И. Озернов еще долго работал: и руководителем был, и, что называется, баранку крутил. Жена умерла, братья и сестры тоже. Но пенсионер держится молодцом, в свои 88 совершает ежедневные прогулки в сторону озера Чебаркуль, в мельчайших подробностях помнит свою биографию и на задаваемые нами вопросы часто повторяет: «НеудобА мне выпячивать себя». Вот такой он — офицер-автомобилист!
В любом возрасте не хочется себя считать пожилым — кажется, годы бегут, а в душе ты все тот же, что был в 20 лет. Единственное, что выдает, это внешность (никуда не денешься!) и пилюли по расписанию. Дорогие, молодые наши мамы, папы, бабушки и дедушки, живите еще долго на радость своим родным и будьте здоровы!
Светлана Архипова,
фото из личного архива Б. И. Озернова

Похожие новости