Вы здесь

Испытание на прочность 

Испытание на прочность  - Южноуралец - Газета
Просмотров: 
62

Милосердие превыше справедливости — моральный принцип педагогов, обучающих ребят с ограниченными возможностями здоровья. 2 ноября коллектив чебаркульской школы № 10 отметил тридцатилетие со дня основания образовательной организации.
 

Камерная школа
Камерность – это про атмосферу в школе. Уют и теплота необъяснимым образом ощущаются уже при входе. Для 30-ти учителей – это работа в кругу близких по духу коллег, которые поддержат, и не только в профессиональной деятельности. Случайные здесь не задерживаются. В среднем педагогический стаж работы с особыми детьми – 20 лет.
Для детей школьная обстановка приближена к домашнему обучению или репетиторству: в классе учатся от 3 до 12 человек. И все особенные, с ограниченными возможностями здоровья. Школьная программа, хоть и адаптирована к возможностям детей, но дается ребятам с трудом, особенно в начале учебного года. К каждому надо подобрать свой «золотой ключик», каждому хочется помочь, отдав частицу себя. Квинтэссенция трудностей – простор для педагогического мастерства. Получив начальное образование, некоторые ребята выравниваются и продолжают обучение в обычной школе. Выпустить ребенка «в город» – еще один вызов для учителей.
По закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в школе должны быть созданы специальные условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения.
 

«Надо смочь»
Дочь военного и учительницы Виктория Гурова о других профессиях в детстве и не думала. Педагог с тридцатилетним стажем работает в школе № 10 седьмой год. О других школах остались добрые воспоминания, работа же с особыми детьми зацепила, став своеобразным испытанием на прочность. «Хочется и себя проверить. Надо смочь. Надо справиться, чтобы получилось, сделать так, чтобы было лучше для ребят», – делится впечатлениями Виктория Гурова.
Здесь лучше понимаешь простые ценности. «Не может Господь наказать больше, чем больными детьми. Если ребенок здоров – это уже счастье», – искренне уверена Нина Безрукова, библиотекарь школы с двадцатилетним стажем.
 

«Мозголомы»
Бывает, что руки опускаются, кажется, что не на своем месте, и что ты не учитель… Работа эмоционально и энергетически затратная и требует «подзарядки». Профессиональное выгорание – признаются педагоги – наступает каждый день, и каждый день учителям приходится собирать себя. Осознавать, находить ресурсы. Отдыхать и отвлекаться. Спасает семья, восстановление сил на природе и садоводство, вкусная еда, книги, восточные практики, психотерапия… Но заводному коллективу чебаркульской десятой школы этого показалось мало, и они захотели попасть «В десяточку», создав под одноименным названием команду для участия в городской интеллектуальной игре «Мозголом». «Решили пошевелить мозгами. В школе быстро откликаются и поддерживают твои идеи. Мы вместе и отдыхаем. Дружеская обстановка», – говорит Екатерина Козина, инициатор участия в городских «играх с умом».Она – ровесница школы, с особыми детьми профессионально занимается 30 лет.
 

«Родители, умерьте амбиции»
В школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья дети занимаются не только с первого класса. Но бывает, что для коррекции нарушений развития нового ученика переводят из общеобразовательной школы и в третий, и в четвертый класс. Иногда с переводом в специализированную школу родители опаздывают. Это было и в пятнадцатилетней практике в «десяточке» у Любови Замотаевой. «Если ребенок учится в нашей школе с первого класса, то знания у него лучше, чем у ребят, которые пришли позже, потеряв драгоценное время коррекции. Поэтому хочется дать совет родителям, которые отправляют ребенка в другие школы, думая, что они там будут «тянуться» свои амбиции по поводу детей как-то поумерить. Им будет там некомфортно, они там будут неуспевающими. В нашей школе вся учеба настроена на успех ученика. Это ведет их вперед», – советует Любовь Замотаева, победитель городского конкурса «Учитель года-2023», обошедшая учителей из средних общеобразовательных школ г. Чебаркуля.
 

Мягкое управление
Директор чебаркульской школы № 10 Елена Кривоносова руководит не управляя, а позволяя учителям – девчонкам-звездам, зажигаться. Есть такой современный стиль менеджмента. Первое время директорства (сейчас у Елены Александровны 35 лет педагогического стажа, из них 15 – руководителем школы), прислушивалась к стажистам, впитывала традиции, не ломая. Понимала, что должность руководителя обязывает выносить вердикты, иногда и наказывать. И нашла для себя хорошую формулу как остаться человеком: «Милосердие превыше справедливости». Сейчас видит, что рядом – не просто коллектив, это единомышленники, которые поддержат и помогут. И не обязательно за дополнительные стимулирующие выплаты. «Дороги человеческие отношения в коллективе. Мы не можем изменить весь мир. Но вокруг себя можем, относясь друг к другу по-человечески. Дети это тоже видят», – говорит Елена Кривоносова.

Историческая справка
Истоки специального образования г. Чебаркуля пошли из с. Пустозёрово с 1961 года. Официально коррекционная школа в Чебаркуле была открыта решением Городского Совета народных депутатов 22 июня 1993 года. В 1995 году школа стала юридическим лицом. Принят Устав, получена лицензия на право осуществления образовательной деятельности. Сейчас это муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основная общеобразовательная школа № 10. Традиционно день рождения школа отмечает в первые каникулы учебного года. 

 

Ольга Иванова, 

фото автора и из архива школы № 10

Похожие новости