Вы здесь
«Здесь нет пропавших без вести, здесь все герои!»
Продолжение. Начало в газете «Южноуралец» № 31 от 8 августа 2019 года.
После того как Надежда и Сергей Чистяковы в 2018 году побывали на месте захоронения одного из своих дедов, погибшего в 1943 году на Курской Дуге, в душе зародилась надежда — найти место захоронения другого деда, который пропал без вести в 1941 году в Великолукском районе Псковской области.
Когда Надежда Александровна весной 2019 года пришла в редакцию газеты за письмом-потеряшкой, не доставленным в 1943 году ее бабушке, внучка уверенно заявила: «Я попробую найти, где захоронен мой дед! Этим летом поедем в Прохоровку Белгородской области еще раз — хотим попасть 12 июля на торжественные мероприятия, посвященные крупнейшему танковому сражению 1943 года. А там и до Великих Лук недалеко. Объедем братские могилы в населенных пунктах — вдруг да где-нибудь увидим родную фамилию Шукшина Сергея Макаровича!»
И семья Чистяковых вновь отправилась в автобпробег. Надежда и Сергей не предполагали, что второе путешествие обернется для них чередой странных событий.
История № 2: «Нас словно удерживали здесь...»
На 12 июля в Прохоровку ежегодно съезжаются не только люди со всей России, но и из-за рубежа. В эти дни здесь проходит много чего интересного, например, воспроизводится танковое сражение, в котором принимают участие самые настоящие бронемашины. Сразу по приезду Чистяковы познакомились с последней из живущих сегодня защитников Родины из 95-й стрелковой дивизии: в 1943 году 19-летняя санитарка Маша вытаскивала с поля боя раненых советских солдат, перевязывала их прямо под пулями и разрывами снарядов. Сколько жизней она спасла — не счесть. Сегодня Марии Михайловне Рохлиной 95 лет. Трудно поверить, но в своем возрасте она возглавляет совет ветеранов дивизии, является помощником депутата Государственной Думы. Практически каждый год приезжает на торжественные мероприятия в Белгородскую область. О ней создано множество документальных фильмов, она поистине живая легенда военного времени!
Чебаркульцы запечатлели на фотокамеру моменты общения с Марией Михайловной. И не только: Надежда и Александр успели сделать множество важных и интересных снимков, видеозаписей. Например, засняли рассказ 90-летней бабушки, которая проживает в деревне Васильевка. Именно здесь было произведено захоронение воинов, погибших в 1943 году, которое позже было перенесено в братскую могилу в село Прелестное Прохоровского района. «Мы объяснили бабушке, что ищем могилу неизвестного солдата, — рассказывает Надежда Чистякова. И женщина поведала нам страшную историю». В 1943 году семья 14-летней девчушки, как и другие жители деревни Васильевка, оказалась под немецкими оккупантами. «Немцы очень хорошо питались, поэтому тащили у нас все, — рассказывала пожилая женщина на камеру чебаркульцам. — И вот мы закололи свинью, пока ее не увели. Только куда спрятать мясо? Положили его в бочку. Слышим, идут немцы по хатам, сгребают все, что находят. Тогда мы сверху на мясо посадили кошку. Немцы зашли к нам, все обшарили, заглядывают в бочку, а там кошка. Они брезгливые были, плюнули внутрь и ушли. Пусть так, но мы хоть мясо сохранили... Помню, как они издевались над пленными: зимой ставили возле колодца и обливали водой пока человек не заледенеет».
Дом, где живет старушка, стоит как раз напротив того поля, где в 1943 году проходило сражение. «Все началось 10 июля, это было настоящее месиво, — продолжала рассказ женщина. — Немцы наверху: полсотни танков, пулеметы. А наших солдатиков бросили в атаку с винтовками. Немецкие танки всех живьем смяли... За пять дней там три наших дивизии полегло. Все поле было усыпано трупами. Июль, жара. Собаки начали все растаскивать. Поэтому мы, девчонки, собирали у убитых солдат документы и стаскивали трупы в одну могилу — вон туда. Потом закапывали. А когда пришли наши, мы отдали им целую кучу сохраненных документов. Потом по ним похоронки во все стороны рассылали...»
Много еще воспоминаний записали на фотокамеру Чистяковы. Но придя на следующий день на концерт Памяти, чебаркульцы повесили фотоаппарат на сиденье, а, когда ушли — забыли забрать. Расстройству не было предела: жалко было не камеру, а то, что в ней осталось. «Хоть оставайся там и организуй поиски! — с сожалением констатировал Сергей Чистяков. — Конечно, мы снова по кругу все снимать поехали — уже с камерой, которая в телефоне, чтобы воспроизвести хотя бы часть потерянного. Но воспоминания бабушки и последнего живого солдата 95-й дивизии Марии Михайловны Рохлиной было не вернуть».
Не успев пережить одну неприятность, Чистяковы угодили в следующую. Нужно было в сильный ливень завести машину с севшим аккумулятором. Попросили помощи у одной из местных жительниц. Привязали канат. Неопытная автоледи дернула на своем автомобиле так, что вырвала у чебаркульской машины переднюю часть. А через пару дней Чистяковым надо было выселиться из гостиницы и ехать дальше. Что делать? Автоледи вызвала знакомых автомехаников, которые эвакуировали поломанную машину в соседнее село, пообещав сделать за два дня. Немного не уложились, поэтому... привезли Надежду и Сергея из гостиницы прямо к себе домой, где и располагалась автомастерская! Пришлось подождать еще немного, пока ремонтники использовали сварку, налаживали электронику. Чтобы помочь чебаркульцам, собралось чуть ли не пол села. В общем, за ремонт взяли по минимуму, а работу выполнили качественно.
И чебаркульцы отправились в Великие Луки, где пропал без вести дед Надежды Александровны. По документам знали, что надо ехать в деревню Свинкино. Когда прибыли на место, увидели, что там всего четыре домика и могил военного времени нет. А вот в деревне Каменка Чистяковым показали две могилы, в которых похоронены неизвестные солдаты. Было видно, что за каждой из них ухаживают. Например, Юлия и Владимир Мутылины — беженцы из Луганска, живут рядом, их дом — единственный в видимом пространстве. Они не только рассказали чебаркульцам о том, что знают, но и накормили украинским борщом и салом.
Пока обедали, зашли супруги Самсоновы. Их родственник когда-то обнаружил здесь камень — это была могила. Установил памятник, а дети нарисовали звезду. Вера Алексеевна Самсонова — бывший педагог, руководитель поискового отряда. Она рассказала, что до сих пор на этой героической земле находят неразорвавшиеся снаряды. И прежде чем строить дороги, здания, просят военных специалистов разминировать местность. «Это хорошо, что вы приехали, — обратилась Вера Алексеевна к Надежде и Сергею. — Мы собираем списки тех, кто здесь пропал без вести — их 4 тысячи! Хотим поставить памятник и увековечить имена. Дело в том, что поисковики ежедневно находят останки солдат. Большинство из них погибло не имея жетонов, поэтому установить их личности невозможно. Кости складываются в мешки, хранятся где попало, например, в гаражах. Необходимо все это собрать и захоронить в одном месте, написав фамилии тех, кого удалось установить». Надежда и Сергей с радостью оставили Вере Алексеевне портрет деда и его данные, договорившись и дальше держать связь. «Когда через четыре года мы снова приедем сюда на 80-летие Прохоровки, возможно, увидим памятник с фамилией Шукшина Сергея Марковича и его портрет!» — мечтательно проговорила Надежда Александровна.
А еще проведают Чистяковы две елочки, которые они привезли из Чебаркульского лесничества и посадили в селе Прелестное Прохоровского района возле братской могилы в память о предках.
Не зря проехали Надежда и Сергей Чистяковы тысячи километров — практически половину России! И когда они двигались через Брянскую, Смоленскую, Московскую, Псковскую области, их поразил не только беспросветный густой лес (вот почему здесь прятались партизаны!), но и баннеры вдоль дорог, на которых крупно написано: «Здесь нет пропавших без вести, здесь все герои!».
Светлана Архипова,
фото из личного архива семьи Чистяковых и из сети Интернет