Вы здесь

Может ли интернет быть безопасным для ребенка?

Может ли интернет быть безопасным для ребенка? - Южноуралец - Газета
Просмотров: 
12

Наша жизнь все крепче связывается с «цифрой». В новой  цифровой реальности  появляется больше возможностей и одновременно — еще больше вызовов и угроз. Настолько, что, по словам ученых, мы превращаемся в Homo confusus, или «человека растерянного». И пусть нынешние «Zумеры» и «Альфа» уже не разделяют виртуальный и реальный миры, защитить их от киберопасностей и травмирующего онлайн-опыта — наша задача. О цифровом поколенческом разрыве, том, как его преодолеть, а также о том, как сделать жизнь детей в глобальной Сети максимально безопасной, мы поговорили с руководителем Центра мониторинга социальных сетей Челябинского института развития профессионального образования Елизаветой Щетининой.

— Елизавета Витальевна, расскажите, пожалуйста, чем занимается центр мониторинга соцсетей?

— Центр — проект Министерства образования. В этом году исполнится 3 года, как мы работаем с преподавателями, родительским сообществом, детьми по вопросам, связанным с информационной безопасностью. В первую очередь, мы занимаемся мониторингом социальных сетей. Наша работа строится на том, чтобы анализировать те основные угрозы, в которых может оказаться каждый ребенок (и не только ребенок!), и организовать на основании этого комплексную профилактическую работу.

— И не только ребенок?

— Когда мы говорим о профилактике, мы не останавливаемся только и исключительно на детях. Мы работаем и с педагогическим сообществом — в эпоху цифровой трансформации учителя должны уметь пользоваться базовыми правилами информационной безопасности и кибергигиены. И с родителями — они должны быть в курсе, чем живет их ребенок в Интернете, у мам и пап должно быть понимание информационных угроз.

— Интересно, как в современной цифровой реальности проживается классический поколенческий конфликт «отцов» и «детей»?

— Вот результаты проведенного нами в прошлом году исследования среди школьников и студентов колледжей, техникумов. 45% опрошенных признались, что родители не говорят с ними о безопасности в Интернете. 6% сообщили, что родители пытались поднять эту тему, но разговор окончился конфликтом. Мы видим сегодня огромный цифровой разрыв между «отцами» и «детьми». Между тем, как дети пользуются Интернетом, чем интересуются в соцсетях и как к этому относятся родители. Впрочем, кроме цифрового разрыва существует еще и культурный. Разные поколения по-разному ее понимают. И нередко молодежная культура воспринимается родителями как ужасающая, они видят угрозы там, где их фактически нет. Мы видим свою задачу в том, чтобы  минимизировать этот цифровой и культурный разрывы. И еще больше — в том, чтобы научить детей и подростков правильно и безопасно использовать глобальную Сеть.

— Как это сделать? Как сделать так, чтобы навыки безопасного взаимодействия с виртуальной средой стали для детей такими же естественными, как мытье рук?

—  Все же хорошо знают базовые правила безопасности? Например, «дорогу переходи на зеленый свет», «в лифт с незнакомыми не заходи», «зимой надевай шапку». Нужно также методично учить детей и ключевым цифровым правилам безопасности. Они должны стать понятными и органичными.

— Елизавета Витальевна, кто из детей больше уязвим для киберугроз?

— Наше исследование показало, что сегодня во «Вконтакте» зарегистрировано 140 000 аккаунтов несовершеннолетних южноуральцев (цифра приблизительная, потому что у каждого ребенка не 1, а в среднем 2-3 аккаунта, где они не указывают ни свой регион, ни даже страну). Так вот, порядка 2000 из них состоят в сообществах депрессивной и суицидальной направленности. Это не говорит о том, что эти дети готовы пойти и причинить себе вред, завершить жизнь суицидом, но, тем не менее, тема их интересует. Также у нас около 1500 детей состоят в сообществах с агрессивным и даже околокриминальным контентом. Так что если мы говорим о потенциальной уязвимости детей в цифровой среде, то в группу риска попадают все те, у кого есть телефон, компьютер и выход в Интернет.

 

Похожие новости