Вы здесь
Горсть земли привезли лишь через 80 лет
1929 год. Красавицу Веру выдают замуж за высокопоставленного мужчину. Но сердце её принадлежит другому человеку — простому парню Серёге. И он крадёт любимую прямо со свадьбы! Целую неделю молодые скрываются на заимке, пока, наконец, отец Веры не разрешает им вернуться...
Встреча, прощание и ожидание
Жили Сергей и Вера Шукшины дружно, уважали и ценили друг друга. В 1930 году у них родился первенец Александр, затем с одинаковой разницей в 4 года — ещё два сына: Владимир и Виктор. Маленькому исполнился годик, когда Сергей ушел на финскую вой-
ну. По возвращении только жизнь стала налаживаться — началась Великая Отечественная. 25 июня 1941 года Шукшина Сергея Марковича, 1910 года рождения, уроженца с. Медведево Чебаркульского района, призвали на фронт. На следующий день придёт бронь, но Сергей будет уже далеко.
С женой и сыновьями он прощался со слезами, как будто чувствовал, что никогда их больше не увидит. Так и произошло. До конца войны Вера одна поднимала троих сыновей, не получив ни одной весточки с фронта, и каждую минуту ждала, что на пороге появится любимый. В 1947 году Вера Ананьевна обратилась в военный комиссариат г. Чебаркуля. Тогда ей и сообщили, что связь с красноармейцем Шукшиным прервалась ещё в августе 1941 года. Военком добавил к этой дате пару месяцев (так было принято), и вышла дата: «Пропал без вести в октябре 1941-го»...
Вера так и не вышла замуж, всё ждала, что вернется Сергей. Сыновья выросли, вышли в люди, женились, нарожали своих детей. Бабушку Веру любили все без исключения. Умерла она 15 лет назад в возрасте 94 года, так и не узнав, что случилось в начале войны с её мужем, и если он всё-таки погиб, то где захоронено его тело.
Кто ищет, тот всегда найдёт
Сегодня не осталось в живых никого из сыновей Веры Ананьевны. А внуки очень страдают от того, что так мало знают о судьбе родных людей...
«Мы расспрашивали бабушку про войну, но тогда на эту тему почти никто ничего не рассказывал, — вздыхает Надежда Чистякова, одна из внучек Веры Ананьевны и Сергея Марковича. — Папе было 10 лет, когда он проводил своего отца на фронт. Став взрослыми, он и его братья пытались разыскать хоть какие-то сведения об отце. Но в те времена архивы были засекречены».
В 2018 году Надежда Александровна нашла сведения о боевом пути, а затем и о месте захоронения деда своего супруга. В далёком 1943-м он тоже пропал без вести. Чистяковы на автомобиле доехали до села Прелестное Прохоровского района и побывали на братской могиле, где захоронены тела советских воинов, погибших в самом тяжёлом и страшном танковом сражении на Курской дуге в 1943 году.
В 2019 году супруги вновь отправились в путь, надеясь во второй раз найти братскую могилу, в которой захоронен дед Шукшин. К тому времени Надежде уже было известно, что погиб Сергей Маркович в деревне Свинкино Великолукского района (в 900 километрах от Прохоровки). К сожалению, поиски не увенчались успехом. Но зато чебаркульцы познакомились со многими замечательными людьми — добрыми, гостеприимными, патриотами своей страны. Одна из них — местная жительница Вера Алексеевна Самсонова, успокоила Чистяковых: «Это хорошо, что вы приехали. Мы собираем списки тех, кто здесь пропал без вести — их более 3 тысяч! Хотим поставить памятник и увековечить имена. Оставляйте все имеющиеся у вас сведения и портрет — постараемся вам помочь» (подробнее обо всём наша газета писала в августе 2019 года).
Вот это патриотизм!
«Люди, живущие здесь, просто пропитаны патриотизмом, — рассказывает Надежда Александровна. — Директор одной из местных школ провёл опрос среди учеников по военной тематике. Выяснилось, что 8 ребят из 200 не знали, кто такой Жуков Г. К. Директор был в шоке. А тут выяснилось, что в посёлке не знают куда пристроить изготовленный скульпторами памятник маршалу Жукову. Конечно, он оказался на территории школы! Теперь все без исключения ученики знают ответ на вопрос директора».
По словам чебаркульцев, в Прохоровке и педагоги и ученики сами следят не только за благоустройством территории школы, но и прилегающих к ней аллей: окашивают траву, высаживают цветы, производят побелку деревьев, бордюров, поэтому здесь нет вандализма, никто не мусорит. Но почти каждый раз при копке огорода находятся старые снаряды и осколки от них.
В январе 2020 года Надежда Александровна получила радостное известие. В своём письме Вера Алексеевна Самсонова сообщала: «По уточненным Вами материалам места гибели Вашего деда Шукшина Сергея Марковича, присланных нам, его имя будет увековечено на братском воинском кладбище пос. Кунья Псковской области (в 25 километрах от Великих Лук). В научном отделе Центра патриотических инициатив им. А. Матросова заведена папка с копиями документов и фотографий Вашего деда».
Кукла, пропитанная детской кровью…
Чистяковы готовы были снова двинуться в путь, даже машину поменяли (старая в последней поездке ломалась), но все планы нарушила пандемия нового коронавируса. Ждали. А в год 80-летия начала Великой Отечественной войны внуки всё-таки приехали на могилу своего деда в посёлок Кунью. Произошло это недавно, в июле 2021 года. Вместе с Надеждой Александровной поехала ещё одна внучка Шукшиных — Любовь Александровна Батутина. Сопровождали родных сестёр в дороге их мужья. Обе семьи хотели попасть в Прохоровку на мероприятия ко Дню Курской битвы, но в связи с неблагоприятной эпидобстановкой их отменили. К счастью, работали музеи. Чебаркульцам удалось побывать в новом музее «Битва за оружие Великой Победы». Его открыли год назад, и он стал частью музея-заповедника «Прохоровское поле». «Это надо видеть! — рассказывают Надежда и Любовь. — Замечательная пространственная композиция величиной во всю стену, со звуком летящих самолётов, бомбёжек, плачущих детей... Это музей человеческих историй и судеб».
Больше всего эмоций у чебаркульцев вызвал факт, рассказанный экскурсоводом про детсадовцев военного времени. Малыши собирали военные каски! Надо было работать с миниатюрными детальками, заклёпками, которые могли удержаться только в детских пальчиках. Помногу часов, голодные, в холоде ребятишки кололи руки и резались острыми деталями. Чтобы малышей как-то отвлечь от боли, одна из воспитательниц изготовила для них тряпичную куклу. В минуту отдыха дети играли с ней. А к концу дня кукла насквозь была пропитана кровью...
Люди в тылу делали возможное и невозможное, чтобы дать фронту всё необходимое: оружие, боеприпасы, одежду, обувь. Непонятно, как поздней осенью, в тяжёлых условиях, иногда даже в лесах, в снегу работали, не останавливаясь, станки, а люди жили в землянках!
«И ведь не бросали матери своих детей, — восклицают Надежда и Любовь. — Одна наша бабушка вырастила троих достойных парней, у другой было 16 детей! А некоторые ещё и в свои семьи чужих забирали! Какая же огромная сила воли тогда была у народа!».
«Нас разделили десятки лет!»
Из Великих Лук до Куньи добрались быстро, зашли в администрацию, с сотрудниками которой заранее созвонились.
Справка
В годы Великой Отечественной войны посёлок Кунья находился в условиях немецко-фашистской оккупации с августа 1941 года до 23 января 1942 года, затем был освобождён войсками 3-й ударной армии Калининского фронта; позднее свыше двух лет посёлок находился в прифронтовой полосе. Но месяцы оккупации остались в памяти жителей как время насилия, издевательств и истребления мирных жителей. С конца августа по середину сентября 1941 года возле посёлка Кунья действовал созданный оккупационными властями лагерь для военнопленных, в котором находилось до 4000 бойцов и командиров Красной армии, прозванный пленными из-за нечеловеческих условий содержания «долиной смерти».
В центре поселка — братская могила. Чебаркульцы обошли все плиты с фамилиями погибших воинов. На последней из них значилось: «Шукшин С. М.». Надпись появилась не так давно, как и две других, что повыше. И ещё есть место на плите — для фамилий тех погибших, кого, может быть, в скором времени разыщут родственники...
«Дедушка, родной, наконец-то я тебя нашла — через 80 лет! А как тебя ждала бабушка, как искал папа! Теперь мы знаем, где ты захоронен, жаль, что очень далеко от нас. Но мы обязательно будем к тебе приезжать, привезём твоих правнуков и праправнуков, они должны всё это знать и увидеть своими глазами!» — Надежда Чистякова не могла сдержать эмоции и, конечно, слёзы.
Неподалёку от братской могилы сёстры посадили ёлочку, которую привезли из Чебаркуля (это уже вторая ель, первая была посажена в 2019 году в Прохоровке). А горсть псковской земли, теперь ставшей такой родной, по приезду в Чебаркуль разделили между могилами Веры Ананьевны Шукшиной и её сыновей.
Любовь Александровна, хоть и путешествовала таким образом впервые, осталась очень довольна: «Сервис сейчас вдоль дорог развит, гостиницы комфортабельные, всё кругом чисто, в любой момент можно остановиться там, где захочется, рассмотреть, потрогать руками. Поэтому не надо бояться ехать на автомобиле далеко. Мы с сестрой обе на пенсии, но ещё работаем, так что будем копить деньги на следующую поездку, планируем года через два. Ищите своих родных, которые отдали свою жизнь за мирное небо над нашими головами. Упокойте их души и успокойте свои...»
12 дней пути, 8000 километров, множество новых впечатлений, чувство гордости за тех, кто умеет ценить и хранить память о наших отцах и дедах, кто является настоящим хозяином прибранной земли, усеянной цветами — это лишь толика того, что привезли в своей памяти наши земляки, вернувшись из поездки. По сей день они не могут отойти от увиденного и услышанного. Это ли не повод собраться в дорогу тем, кто еще не решился?
Светлана Архипова,
фото из архива семьи Чистяковых