Большую роль проведенное в Афганистане время сыграло в жизни Юрия Анатольевича Дедова. В зону крупного вооруженного конфликта он попал в мае 1987 года по собственной инициативе. «В силу большой (будем считать, здоровой) любознательности меня в мои 30 интересовало все, что происходило в мире, — признается он. — Поэтому в 1986 г. я написал заявление в Чебаркульский горвоенкомат с просьбой разрешить мне выехать в Афганистан в качестве служащего Советской Армии. Дождавшись положительного ответа, отправился на пересылку в Кабул, откуда был распределен вместе с таким же «любителем острых ощущений» Александром Завражиным в 201-ю мотострелковую Гатчинскую дважды Краснознаменную дивизию на территории Южного Кундуза». Там Юрий Дедов был прикомандирован в 998-й Северокундузский артиллерийский полк, расположенный в пятидесяти километрах от дивизии. Будучи механиком-дизелистом и электриком дизельной электростанции, он также выезжал на вызовы для восстановления линий электропередач в случае, если они были повреждены реактивным снарядом.
Гражданский или нет, какая разница?
«Когда только приехал, думал: я ведь вольнонаемник, по сути, гражданский, чего мне переживать? — вспоминает наш герой. — А потом почти сразу получил четкое объяснение: гражданский или нет, думаешь, есть разница? Бьют-то вас точно так же». Гранаты и прочее оружие было под рукой всегда, под обстрелы Юрий Анатольевич попадал неоднократно, но страха за все время службы, как признается он сам, не испытывал. Скорее, чувство тревоги за будущее своей семьи — дома его ждали жена Елена и маленький сын Дима. Каждая весточка от них доставляла ему настоящую радость.
С большим удовольствием военнослужащие посещали баню, хоть вне жилых бараков с утра до позднего вечера и была настоящая «парилка» — плюс 60 по Цельсию. Практически полное отсутствие дождей сопровождалось периодическими песчаными бурями, а около семи часов вечера ежедневно поднималась пылевая взвесь, не позволяющая дышать. Стандартный подъем происходил в 5 часов утра, чтобы до полудня — самого пика жары — успеть сделать все важные дела. Укрыться от солнцепека можно было в больших модулях из фанерных щитов с отделенными перегородками «комнатами». Ну а спасительная вода была всегда доступна, она поступала из специально сооруженного водозабра. Только вот пить ее некипяченую было невозможно — существовал большой риск получить вирусы гепатита или брюшного тифа, которые у местного населения распространялись молниеносно.
Музыка для души
В свободное время (хоть оно бывало и редко) советские «афганцы» занимались рукопашным боем, играли в футбол… Совместные занятия помогали им отвлечься от тоски по дому и не думать о том, что совсем скоро со всех сторон снова будут доноситься звуки выстрелов и разрывающихся снарядов. Не менее действенным способом хотя бы ненадолго отключиться от тяжелых мыслей о грядущих задачах, боях и операциях для солдат была музыка. В частности та, которую исполнял Юрий Анатольевич: «Одни ребята ушли на дембель, и от них мне досталась гитара. Я стал играть, и со временем ко мне присоединились еще несколько товарищей. Уже впятером мы выступали на всех заставах, поднимали боевой дух военнослужащих — для них каждый наш приезд был настоящим праздником. Ну а я, стоя на сцене, испытывал непередаваемые ощущения».
В репертуаре военного квинтета были как известные песни популярных тогда групп, вроде «Машины времени» или «Воскресенья», так и композиции собственного сочинения нашего героя. Про одну из них даже ходил слух, будто ее автором являлся трижды раненый офицер.
Удалось военнослужащим Северного Кундуза «вживую» послушать и композиции популярных исполнителей — в гости к ним с концертом приезжал Александр Розенбаум, а для группы Юрия Лозы «Зодчие» даже топили баню.
Свой путь прошел не зря
Самым главным стимулом — никогда не сдаваться и смело идти вперед — для Юрия Дедова всегда оставалась семья, дом, в котором ждут. И, конечно же, друзья — как офицеры, так и простые срочники, за время службы ставшие настоящей опорой. Общение с ними после окончания службы наш герой не прекратил.
Домой вольнонаемник вернулся в июле 1988 года. С тех пор прошло уже немало лет, однако, оглядываясь назад, он точно знает, что свой путь по тропам афганской войны прошел не зря: «В армии я обнаружил свои организаторские способности, смог многое увидеть и понять, насколько четко в тяжелых ситуациях определяются истинные человеческие черты».
Сегодня, будучи руководителем ВПК «Пластун», Юрий Анатольевич много занимается с мальчишками, которым надеется привить упорство, патриотизм и трудолюбие, исполнительность и смелость — все те качества, которые пригодились ему самому там, на пустынных просторах афганской земли.