Пятница, 29 Апрель 2016 11:20

Звягинскую школьницу пригласили в Москву для вручения награды

Опубликовал 
Оцените материал
(0 голосов)
Татьяна Панькова беседует  с односельчаниным Н. Звягиным Татьяна Панькова беседует с односельчаниным Н. Звягиным

С 23 по 29 апреля в столице проходит академия-школа и церемония награждения победителей Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — ХХ век».

Восьмиклассница Звягинской средней школы Татьяна Панькова вошла в число 40 победителей, отобранных жюри из 1632 участников конкурса.

Для Татьяны эта победа — первая, для ее руководителя, учителя истории Ирины Волгиной — вторая. В 2014 году ее воспитанник Василий Керзин получил диплом за исследование «Дети блокадного Ленинграда на Чебаркульской земле».

Работа Татьяны Паньковой «Первопоселенцы-двоедане деревни Звягино» выполнена к 80-летию Чебаркульского района.

Из работы: «Я родилась в деревне Звягино Чебаркульского района Челябинской области. В детстве часто слышала, что наша деревня «двоеданская». Что означало это загадочное слово? Многие люди произносили его как-то особенно, «недоброжелательно». Двоедане жили в деревне вместе со всеми, но что делало их «чужими» среди «своих»?.. Главной моей задачей было узнать, какое отношение имеют двоедане к нашей деревне? Почему не все жители относят себя к ним? Каковы особенности быта, занятий, традиций и обычаев старообрядцев нашей деревни».

«На основании собранных и исследованных материалов Чебаркульского краеведческого музея, семейных архивов односельчан, рассказов очевидцев событий, изучения исторических книг были сделаны следующие выводы. Я узнала, что двоедане являются основателями нашей деревни. Но в наше время почти никто не придерживается традиций и обычаев двоедан, приходится это признать с большим сожалением. Конечно, наши предки придерживались иных взглядов и религиозных обычаев, которые остаются до сих пор не понятыми, «чужими» для современников. Но были двоедане, на мой взгляд, людьми гордыми, независимыми, с чувством собственного достоинства. Эти «свои чужие» люди руководствовались простыми человеческими ценностями — сохранением семьи и традиций предков, трудолюбием, уважением к старшим поколениям.

Я глубоко уважаю этих людей, рада, что сопричастна к судьбе семьи двоедан Паньковых. Буду не только рассказывать своим одноклассникам о своих открытиях, но и продолжу свою работу».

«Рассказывает Л. М. Панькова: «В деревне Звягино Чебаркульского района жили староверы-беспоповцы. Церквей они не строили, в официальную церковь не ходили, хотя поблизости были храмы в селе Коелга, д. Палкино, с. Варламово. Со слов старожилов, было в деревне два молельных дома, возглавлял общину двоедан — знающий и сведущий в писаниях наставник, обычно мужчина пожилого возраста, его в д. Звягино называли «будило». Идя в молельный дом на молитву, двоедане надевали самую строгую, но нарядную одежду, больше в ней никуда не ходили. Удалось найти нательный образок на территории дома по улице Российской (на месте сгоревшего дома Загуменнова, который был «будилой» в 50-60 годы, и в гражданскую войну служил у Колчака)».

«Двоедан не принято было хоронить в гробу, люди при жизни выбивали из ствола цельного дерева себе «домовину» и насыпали в нее зерна до смерти «будущего хозяина». На кладбище хоронили только двоедан. Мирские хоронили своих на кладбище в соседних селах или за оградой. Сейчас это правило уже не соблюдается, в одном месте хоронят и двоедан, и мирских. На могилах двоедан устанавливали восьмиконечные кресты из дерева, таких крестов на кладбище в Звягино сохранилось много».

«…Начиная с весны, все население деревни работало в поле. Дома оставались старики и малые дети, но если семья была большая, то одна из женщин готовила обед, стряпала, управлялась с хозяйством и детьми. Особенно тяжело было женщине в сенокос и страду. Даже рожали, что было не редкость, в поле. Двоедане не признавали врачей, лечили травами или заговорами. Если не помогало, значит, так и должно быть. У моего деда было 13 детей, но выжили шестеро, и когда дети умирали, по этому поводу никто особенно не убивался: «Бог дал, бог взял».

Исследование Татьяны Паньковой «Первопоселенцы-двоедане деревни Звягино» не только удостоено диплома победителя, но и включено в список тех работ, которые будут опубликованы в сборнике лучших исследований, представленных на XVII Всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия — ХХ век».

Чтобы добавить комментарий, зарегистрируйтесь на сайте или войдите через соц.сеть:

Похожие материалы (по тегу)