Среда, 10 Сентябрь 2014 10:11

Сентябрь. Народные приметы

Опубликовал  Алиса Рускова
Оцените материал
(17 голосов)

Сентябрь. Солнышко еще будет нас радовать, но небо то и дело затягивают тучи. Погода начинает хмуриться, не зря наши предки называли этот месяц - Хмурень.  

А еще - Листопроводец,  Задумчивый, Ревун, Рябинник, Вересень, Зоревни, Сентемарий, Руен и Рюин. Название месяца отражают осенний сезон: Ревун - идут дожди, непогода; Руен - желтый цвет осени; Рюин - рев оленей.

Вроде и не было у нас в этом году лета, но в сравнении с морозным утром - понимаешь, а ведь было тепло. Хоть и дождливо. Влажная погода сохранила зелень и трава не посохла, не пожелтела за лето. Деревья до сих пор шелестят зелеными листьями, только верхушки деревьев покрывает легкая позолота, да кустам оттенки прибавляет, окрашивая осеннюю природу в яркие цвета.

Но листопад уже начался. Сентябрь переходный период от летнего тепла к осенней прохладе. Температура понижается и ночи становятся прохладными, солнечные умеренные дни сменяют дождливыми с проблесками солнца.

В сентябре принято заканчивать полевые работы, и не случайно когда-то он был первым месяцем в году: старый год заканчивался, и начинался год нового урожая, приступали к сбору урожая корневых овощей. И поговорками и приметами он не беднее других. Говорили: В сентябре всякое семя из колоса плывет. В сентябре одна ягода – и та горькая рябина. С сентября и лист на дереве не держится. В сентябре огонь и в поле и в избе. Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре у поселян полны закром и карман. Сентябрь – пора бабьего лета. По нему и предсказывали будущую погоду. А приметы утверждали: Бабье лето ненастно – осень сухая, Бабье лето красно – осень дурная. Осенняя природа отражена народными приметами:

Стратилат-тепляк и Фёкла Свекольница.
    1 сентября   
В этот день примечали, теплый ли ветер. Если дул ветер с юга, тогда говорили: «Пошли овсы на спех. Батюшка юг пустил ветер на овес». Дозревает овес: "Стратилатов день пришел, овес дошел (поспел)". Батюшка тепляк — в овсах набряк. Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется. С Феклы - свекольницы начинается уборка свеклы.

Самойлин день.
      2 сентября
Крестьяне считали пророка Самуила покровителем и заступником мужиков - крестьян перед Господом. Самойлин день Бога о мужике молит. В этот день просили хорошей погоды для осенних работ. Время - то совсем не оставалось — зима на носу. Считается днём появления зимних опят. А коли солнце угреет, девка радеет. Осень - пора Любви.

Фадей и Василиса
    3 сентября   
Если на Фаддея ясно, то и еще 4 недели будет ясная погода. В этот день убирали лен. Говорили: «Баба Василиса о льнах радеет». Убирают последнии яблоки, что-бы не истощить дерево.

Лупповские заморозки
    5 сентября   
На святого Лупа овес морозом лупит. Первые заморозки. Осенние заморозки бывают: морозы лупенские, покровские, екатерининские, Михайловские. Говорят: «Лупенские заморозки на овес садятся, брусникой сластятся», «На луппа овсы морозом лупит». В этот день льны «лупятся». По наблюдениям крестьян, лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит — «лупится». Дозревают брусника и клюква, поспевают лен и овес. Отмечали: Коли брусника поспела, то и овес дошел. Не соберешь овес - наглотаешься слез. Если не будет утренника, так в сентябре не заморозит. Если на Луппа полетели на юг журавли - жди ранней зимы. Если они полетят низко, зима будет теплая; полетят высоко - холодная.

Наталья-Овсяница и Андриан Осенний
    8 сентября   
С этого дня начинали косить овес, а также замешивают овсяные блины. Несет Наталья в овин овсяный блин, а Одриян - в горшке толокно. "К этому дню не выкосишь овес - намотаешься до слез". День убавляется примерно на три часа, а потому говорили: «Петр и Пвел (12 июля) на день час убави, Илья Порок (2 августа) — два уволок, а Адриан и наталья — три уволокли, канальи». Холодный утренник на Наталью предвещает раннюю и холодную зиму. Если не опал лист берёзы и дуба - будет суровая зима. Птицы со двора и опёнки у пня - наступила осенняя пора. Петр - Павел Рябинник. День посвящен рябине - рябина именинница. Собирали рябину и калину.

Анна и Савва Скирдники  
   10 сентября
Завершалась жатва хлебов. В эту пору идет вывоз снопов, хлеб складывается в кладушки, скирды, спешат убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья. Славили урожай на Руси. Начинались веселые зазывные ярмарки. 10 сентября также день узрения и очищения. Моисею Мурину молятся об избавлении от курева и пьянства. Сказания русского народа собранные И. П. Сахаровым. Скирдницы С этого дня степные поселяне начинают убирать сжатый хлеб в скирды. Там из 13 снопов складываются прежде на поле: хрестцы, из хрестцов делают одонья и копны, из копен и одоней уже убирают скирды. В северных губерниях вместо хрестцов делают суслоны, из озимого хлеба в 13, из ярового в 6 снопов. В других местах вместо скирдов делают городки. Эти городки складываются в три больших стены, а четвертая вполовину; или треугольником в три стены, или длинною полосою с углами. Число снопов в одоньях и копнах соразмеряется местными обычаями.

Иван-Постный
    11 сентября     "Иван-Постный осени отец крестный"; "С Постного Ивана из избы не выйдешь без кафтана"
В этот день пост длится всего сутки, но он обычно строго соблюдается. На Ивана Постного не разрешается есть ничего круглого, варить щи (из круглого капустного кочана), срезать мак, копать картофель и рвать яблоки. С Ивана Постного лето заканчивается, и вместе с ранними заморозками приходит осень. Если в этот день журавли летят на юг - осень будет короткой и вскоре ляжет снег. Иван Постный пришел, лето красное увел. С Ивана - поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает. Иван Постный — осени отец крестный. С Постного Ивана не выходит мужик без кафтана. На Ивана Постного собирают коренья рослые, а на Ивана Купала собирают травы. На Ивана Постного щей не варят. На Ивана Постного последнее стлище на льны. Иван Предтеча гонит птицу за море далече. Коли журавли на юг пошли на Ивана Сухого — ранняя зима. Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю. Лебедь несет на носу снег. Скворцы долго не улетают - к сухой осени. Стаи грачей тянутся тёмными вечерами - к хорошей погоде. День памяти Иоанна Предтечи – заметный переломный рубеж и в природе, и в крестьянских заботах; Начиналась заготовка разносолов на зиму. Открывались осенние торги и ярмарки. Иван постный был, пожалуй, единственным в году днем, в котором одновременно сходились и запреты, и соблазны. Поэтому особенно тяжко переживался мужским населением. К тому и говорилось: «Иванов пост не велик, а перед ним и Филлипов пост кулик».

Сытник, или Свытник
      12 сентября
«Свытно с хлебом жить». В этот день готовили свытную — ячменную кашу. До этого дня были оставлены на корню на ниве ячменные стебли еще с августовского жатвенника. Был обычай завивать ячменные стебли со льняными да овсяными, заговаривать ниву на будущий урожай.

Куприянов день
    13 сентября    
Дергают корнеплоды (кроме репы), копают картошку, уборка моркови, свеклы. Всяк корешок в своей поре. Хозяйка при коровке, а девки - при морковке. Калиновая плеть свесила медь. На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь. В деревне верили, что рожденный 13 сентября знает путь к журавлиннику — болоту топкому, к россыпи клюквенной. В этот день собирали клюкву, которую называли журавлиной ягодой — журавлинкой. До этого дня ходить на болота было нельзя. Старики говорили: «Ягоду-клюкву не тронь, покуда не полыхнет она, не отгонит тьму в зыбучую топь» Если же кто осмеливался рвать клюкву до этого дня, того беда ждала неминучая: в девку — бесплодница вселится, у парня — нечистая сила ум отберет, а то может мужиков и баба нечисть в топь уволочь.

Семен-Летопроводец
    14 сентября     
Осенины. Начало бабьего лета. Говорят: «Бабье лето восемь дней». Если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым. Бабье лето сухое - осень мокрая. Первая встреча осени. Завершался сев озимых хлебов. Завершение летних работ. С летопроводца (14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось время свадебным неделям. На Семёна колосовые не убрали - считай пропали. Если день будет ясным и тёплым, то и зима будет тёплой, а осень сухой. Много паутины – осень протяжная и сухая. Если дикие гуси улетали в Семён-день – жди ранней зимы. Последние грозы. Когда-то в этот день, по старому календарю приходившийся на 1 сентября, отмечали Новый год. 1 сентября 1699 года начался самый короткий год: он продлился только до 1 января, когда Петр I приказал праздновать Новый, 1700 год. Если в этот день стоит хорошая погода, то и вся осень будет сухая. По обычаю, 14 сентября переезжали в новые дома и справляли новоселье, обязательно соблюдая при этом обряд «переноса» домового в новую избу. Только после того, как горшок с углями (в который и переселялся домовой) из печи в старом доме будет принесен в новый, можно было садиться за праздничный стол, не опасаясь, что домовой прогневается и будет мстить забывчивым хозяевам. Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом доме принимались за основательную «приборку». А всякой нечисти «живой и мертвой» за лето накапливалось достаточно много, особенно одолевали неистребимые спутники сельского двора – мухи и тараканы. Тараканов считали неизбежными сожителями в крестьянской избе и говорили: «Избу сруби, а тараканы свою артель приведут». И про мух молвилось немало: «Мухи льнут, мухи кусают – к ненастью», «Докучлив, как ильинская муха». В этот день хозяйки заботились всякими способами извести надоедливых насекомых: и мором, и заговорами. От тараканов, например, старались избавиться «уводом». Ловили нескольких, самых «матерых» и проворных, сажали их в тряпичном мешочке в старый лапоть, и девки с озорными припевками тащили лапоть на веревочке через дорогу на противоположный пустырь. Считали, что вслед за «вожаками» уйдут и все остальные. Самым, однако, церемонным и забавным был обряд «похорон мух». К тому же поверье гласило: «Злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут».

 Мамонт Овчарник. Федот и Руфина  
          15 Сентября 
Святого Мученика Маманта считали в народе покровителем мелкого рогатого скота - овец и особенно коз. В этот день не выгоняли с утра скотину со двора. Верили: выгонишь — беду наживешь. Убирают двор, сарай, где овцы и козы стоят. Мхом утыкают. Травой - вереском одымляют. К этому дню черемуха полностью сбрасывает свой летний наряд. С этого дня до Созона (20 сентября н.с.) копают позднюю картошку.

    Домна Доброродная
         16 Сентября

В этот день в старину на поветях и в сундуках с утра и до позднего вечера, перебирали и выбрасывали, всякую рухлядь и хлам. Мешки из-под картошки, худая обувь вымывалась в реке, а что уже не впрок стало - Домна на гряде вместе с картофельной ботвой сжигала. Считали, что это верный способ приобрести благополучие и счастье для всей семьи на целый год. Источник: http://calendareveryday.ru/index.php?id=narodn/9/16 © calendareveryday.ru

В этот день в старину на поветях и в сундуках с утра и до позднего вечера, перебирали и выбрасывали, всякую рухлядь и хлам. Мешки из-под картошки, худая обувь вымывалась в реке, а что уже не впрок стало - Домна на гряде вместе с картофельной ботвой сжигала. Считали, что это верный способ приобрести благополучие и счастье для всей семьи на целый год.

 

 Неопалимая Купина. Вавила - поздние вилы  
          17 Сентября
На Неопалимую Купину начинают выкапывать из гряд поздний лук. Неопалимая Купина счиитается хранительницей от пожаров и молнии. Заказывают молебны о сохранении домов от пожара, а людей от всяческих болезней (антонов огонь, огневица, летуч-огневик и др.). На Вавилу вилы празднуют - в земле лежат. Мужики в этот день обходили сеновалы да стога и тыкали в них вилами — чтобы затаившаяся в сене гнетуха или трясуха скотине зимой вреда не учинила. А кто дом строили, те непременно вилами в сухой мох тыкали. О пожаре в русском народе существует много примет и суеверий. Вот некоторые из них. Божий огонь (пожар от грозы) грешно гасить. От грозы пожар заливай молоком от черной коровы. Пожар от грозы гасят квасом, пивом, молоком, яйцами. Пожары обходят (с) иконами или становятся по углам с иконами. Если вкруг пожара стать добрым людям по углам с иконами, то дальше не пойдет. Если белого голубя бросить на пожар, погаснет. Если яйцо, коим кто впервые у заутрени похристосовался, перекинуть через пожар, то он погаснет. Под которой кровлей голуби водятся, та не горит. Держать в исправности пожарные снаряды — искушать бога (почему пожарная бочка и стоит без обручей). Тараканы (или мыши) из дому ползут — перед пожаром. Заяц по селению бегает — к пожару. Кукушка летает по деревне — к пожару. Крик филина поблизости селения — к большой беде, к пожару. У кого дом горит, того в жилой дом не пускать. Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора.

Захарий и Елизавета. День Кумохи   
       18 Сентября
Выгоняли березовыми вениками кумоху — лихорадку, топили баньку. «Кумоха — нечистая сила, с лица худюща, большеглаза, синью кожа подёрнута», — говорили в народе. Кумаха, по народным преданиям подруга Лешего, жившая в лесах. Если кто ей приглянется, того могла до смерти зацеловать. Рожденного в день Кумохи нанимали в пастухи, ибо его не Кумоха не могла тронуть, ни зацеловать. Считалось, что он владеет заговорами и обладает колдовской силой. Многие и сейчас соблюдают обычай ходить к знахарям и гадалкам в этот день. Гадают на судьбу, на будущее замужество. В осенний мясоед справлялись свадьбы, поэтому многие девушки стремились узнать свое будущее. В этот день прогнозировали, какой будет зима. Средний срок пожелтения рябинового листа. Рано пожелтели листья на рябине - ранняя осень и ранняя холодная зима.

 Михайлов день
         19 Сентября
Если после Михайловских морозов на деревьях нарастает иней, надо ждать больших снегов зимою. В этот день устраивались мирские братчины — сходки, на которых решались семейные дела. После сходки - примирения предлагались взаимные угощения, переходящие в празднество, где водворялись дружество, миролюбие и братство. На Михаилу нельзя работать — Бог накажет. Если осиновые листья ложатся лицом вверх - к студёной зиме, изнанкой к верху - зима будет тёплой, а еслии так и сяк - то зима будет умеренная.

 Созонт и Лука. Луков День
     20 Сентября
Лук - добро и в бою и во щах. Лук повсеместно кончали убирать в эту неделю. Начинается торговля репчатым луком. Холодную зиму предвещает обилие шелухи на луковицах. Лук избавляет от сема недуг! - приговаривала ведунья, прикладывая испеченную луковицу к нарыву. А девицам сказывала: Косы будут шелковы и туги - от луковой мокрети и от луковой шелухи.

 

Осенины
    21 сентября     Вторая встреча осени. "Погода ясная - и дальше осень хорошей продолжиться"

Федора
    24 сентября     "Не каждое лето до Федоры дотянет"

Корнилья
    26 сентября     "Корень в земле замерзает - уборка кореньев"

Воздвиженье
    27 сентября     Третья встреча осени. "Тепло сдвигается - холод надвигается"

Гусепролет
    28 сентября     "Гуси летят - зиму на хвосте несут"

 

 А пока будем верить, что первые прохладные деньки пробудут недолго, потому что впереди ласковая пора - бабье лето.

 

Чтобы добавить комментарий, зарегистрируйтесь на сайте или войдите через соц.сеть: