Среда, 21 Май 2014 14:39

Кто остановит гибель питьевого источника?

Опубликовал  Евгений Бобров
Оцените материал
(6 голосов)
Вид на озеро Чебаркуль с городского пляжа Вид на озеро Чебаркуль с городского пляжа

Открытое письмо жителя Чебаркуля городскому Собранию депутатов

Я хочу поделиться с вами моими наблюдениями о нашем единственном городском поильце — озере Чебаркуль. Все вы знаете, что в переводе с тюркского Чебаркуль — «красивое озеро». Да вот только беда, вся его красота меркнет на фоне неухоженности, огромных куч мусора, битых бутылок, полиэтиленовых пакетов и прочего хлама, разбросанного нами и сотнями гостей, приезжающих отдохнуть на лоне природы.

Кто знает, сколько всякой пакости хранится в водах нашего озера. В далекие шестидесятые, а точнее с 1956 по 1973 годы мне пришлось связать свою судьбу и работу с нашим в то время таким чистым озером. За последние 15-20 лет озеро все больше и больше засоряется, к тому же мелеет. 

Согласно справочникам, Чебаркуль находится на отметке 319 метров над уровнем моря. В середине 2013 года зафиксирован минимальный за все время наблюдения уровень воды — 317 метров. Озеро обмелело на 2,13 м. Это уже почти катастрофа.

Судите сами, если из водопроводных кранов к нам в квартиры порой поступает не вода, а какое-то сусло. Жидкость с непонятными запахами, раскрашенная всеми цветами радуги и с уймой плавающих в ней всевозможных частиц.

Озеро уже до такой степени загрязнено, что, вероятно, не в силах самоочищаться. Самое грязное побережье в городской черте — мыс по улице Пионерской, бетонный причал, городской пляж, берег вдоль улицы Колхозной после домов с номерами больше двухсот, далее через Курью на Марьин остров.

Должен вам сказать, что два последних участка — это самые гиблые места. Здесь на протяжении последних 6-8 лет летом творится что-то невообразимое. Скапливаются по два-три десятка автомобилей. Причем, местные авто встречаются достаточно редко. Из десяти машин — восемь с прицепами, на которых привозят катера, моторные лодки и водные мотоциклы.

Проехав сотню-другую километров, эти два-три десятка водителей, добравшись до воды, стараются до блеска намыть свои автомобили. Представьте, сколько грязи, масла, использованной ветоши они сбрасывают в наше озеро Чебаркуль.

Ничуть не лучше западный берег, там беспорядка не меньше. Так, в самой курье весь берег застроен домами почти городского типа. С одной лишь разницей — строения не подключены к канализационным сетям города. Однако в этих домах есть зимние и летние кухни, ванные комнаты, душевые и бани, вся сантехника и уборные с унитазами. Конечный результат этого блаженства — круглогодичный сброс отходов в озеро.

Посмотрите на острова. Все они, кроме Гольца и Грачева, заселены. Куда деваются отходы жизнедеятельности гостей? Самое отвратительное то, что они привозят всевозможные плавсредства, оснащенные сверхмощными двигателями, приводят их в действие, и начинается шабаш. За выходные и праздничные дни на озере можно насчитать до 40-50 выходов на воду этих «спортсменов». И с каждым годом их становится все больше и больше.

Давайте вернемся к состоянию берегов озера и прибрежной воды. Вода в озере до такой степени грязная, уму непостижимо. В тихую погоду у берегов она на несколько метров покрывается каким-то слизистым налетом, смешанным со всякой всячиной.

В июле 2012 года со мной произошел такой случай: на базу СТК «Парус» приехала лаборант Роспотребнадзора. Она обратилась ко мне с просьбой помочь ей отобрать пробы. Я охотно согласился и повел ее на пирс. Видели бы вы ужас в ее глазах, когда она посмотрела на воду. С обеих сторон причала воды не было видно, вместо нее — маслянистое месиво.

Тогда дней 10-12 стояла отличная погода, не было сильного ветра, скорее слабо тянул западный ветерок, это он и принес с западных берегов ту гадость, что осела у пирса. Девушка была настолько шокирована всем увиденным, перепугана и подавлена, и только дрожащим тихим голоском твердила: «...нет, нет, такую воду я брать не буду, нет, не буду, извините, мне плохо, я поеду...».

Надо отдать должное начальнику спортивно-технического клуба «Парус» Евгению Владимировичу Королькову. По всей акватории, плюс метров по 30 с сопредельных сторон Евгений Владимирович со своими сотрудниками постоянно, шаг за шагом, до глубины 2,5-3 метра обследуют и очищают дно озера. Результаты их поисков ошеломляющие. Из воды они извлекают столько всякого «добра»: металлические трубы, уголки, швеллер, листы железа, детали каких-то механизмов, огромные кучи гниющего дерева, автопокрышки и битое стекло. Если так на глаз прикинуть, то выйдет не менее 2-3 тонн металлолома. Однажды даже выкатили 250-килограммовую бочку порядком уже загустевшей масляной краски.

Я часто вспоминаю дела давно минувших дней и пытаюсь понять, откуда такая разница в мышлении депутатов тех далеких шестидесятых и вас, дорогие наши избранники. Может быть, прежние депутаты острее чувствовали свою ответственность за народ, за всех жителей города и в целом за город, за озеро, за всеобщее процветание.

Тогда депутаты горсовета, думая не только о красоте озера Чебаркуль, но и о том, что будут пить их потомки, то есть мы с вами, принимали жесткие решения. В частности, одно время использование плавсредств с двигателями внутреннего сгорания по всей акватории озера Чебаркуль было запрещено. И ничего страшного не произошло, это принесло только пользу. Наследникам досталось чистое, полноводное, красивое озеро. Да вот только наследники оказались неблагодарными. Довели озеро до такого состояния, что хуже некуда, хищнически выловили рыбу, берега и воду захламили, пьют непонятно что, и в ус не дуют.

Правительство Челябинской области запретило использование моторных лодок, катеров и прочих маломерных судов на озерах Тургояк и Увильды, являющихся памятниками природы. Но наше-то озеро не только памятник природы, но и источник жизни, улавливаете разницу?!

Дорогие наши избранники, время быстротечно. Начинается новый сезон летнего отдыха. Сколько их еще впереди? Успеем ли мы чем-нибудь помочь озеру? Или пусть оно гибнет?

Чтобы добавить комментарий, зарегистрируйтесь на сайте или войдите через соц.сеть:

Похожие материалы (по тегу)