Четверг, 12 Январь 2017 12:31

«Школьные годы чудесные…»

Оцените материал
(0 голосов)
2013 г. Донецк 2013 г. Донецк

В редакцию газеты «Южноуралец» попали воспоминания бывшего учителя русского языка и литературы школы № 4, ветерана труда Тамары Прокофьевны Воробьевой. В стенах данного образовательного учреждения она проработала с 1971 по 1981 годы. Вот что рассказывает педагог.

«Ты один мне поддержка и опора…»

«Мне пришлось работать в 13-ти школах — муж был военнослужащий. Мы вели кочевой образ жизни. Коллектив четвертой школы принял меня в свои ряды доброжелательно. Это были сильные, знающие, творческие педагоги. Директором тогда работал В. И. Голышев, завучем — Н. В. Червякова. В то время на педсоветах учителя были очень активными, не боялись выступить с критикой, в том числе и администрации школы. Такого я не наблюдала, работая в других образовательных учреждениях. Наша школа была на хорошем счету не только в районе, но и в области. У нас часто проводились семинары учителей района, а однажды — директоров школ области. Как тщательно мы к нему готовились! Тогда область дала нам высокую оценку.

Думаю, многим запомнился мой открытый урок, где мы с ребятами изучали стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Я рассказала ученикам о том, что в годы Великой Отечественной войны, когда г. Орел был оккупирован немцами, там продолжал работать музей Тургенева. Немцы его не закрыли. Хотя в музее на самом видном месте висел плакат со словами великого писателя: «В минуты размышлений о судьбе моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, свободный и правдивый русский язык!.. Нельзя не верить в то, чтобы такой язык не был дан в удел великому народу». Люди тогда посещали этот музей охотно и выходили оттуда окрыленные, уверенные в том, что Родина будет свободна от врагов-оккупантов.

Сама я очень любила свои предметы, тщательно готовилась к каждому уроку, старалась прививать ученикам любовь к русскому языку, внушала им, как важно для человека красиво и грамотно писать, точно выражать свои мысли. Ведь иногда от правильно поставленной запятой зависело очень многое. Классический пример «Казнить нельзя помиловать» мы все знаем. А вот другой: одному скульптору было поручено сделать статую. Какой-то грамотей не точно выразил свою мысль в королевском указе, не поставив в тексте ни одной запятой: «Королю поставить статую золотую пику держащую». Бедный скульптор долго ломал голову над тем, чего именно от него хотят: золотую статую, или золотую пику?

Часто мне приходилось читать лекции о творчестве поэтов и писателей. Помню, как рассказывала о том, что в 127-ти странах мира живут потомки А. С. Пушкина. Из африканской страны Эфиопии приезжали в Россию государственные деятели, чтобы взять горсть земли с могилы своего великого гражданина и отвезти на родину его предков. А в годы войны одному из дальних потомков Пушкина пришлось сражаться в немецкой армии на восточном фронте. И он подал рапорт своему начальству с просьбой перевести его на западный фронт, поскольку он не может воевать против народа, среди которого жил и творил его великий предок!

Трудности раскрывают характер

Дети, у которых я была классным руководителем, все учились хорошо и отлично, были активными и добрыми. Я ими очень гордилась! В те годы в школе № 4 была замечательная традиция: в конце учебного года каждый класс со своим учителем отправлялся в поход с определенным заданием, чтобы потом сдать в учебную часть красочно оформленный альбом с описанием похода и фотографиями. Походы длились по несколько дней, а в старших классах — до месяца. Это замечательное воспитательное мероприятие: раскрывались ученики, можно было увидеть их положительные и отрицательные черты характера. Но в основном, конечно, ребята проявляли смекалку, взаимопомощь, хозяйственность.

Однажды во время такого похода (к сожалению, не помню название озера, берег которого мы исследовали) мы уже возвращались домой. Приготовили обед на костре и отдыхали на лугу. Вдруг на небе появилась огромная черная туча, блеснула зигзагообразная молния, загромыхал гром. Вот-вот пойдет дождь, а мы на открытом месте, вокруг ни деревца. Нам всем стало страшно. Но с нами был один родитель, отец учеников Солодовниковых. Откуда ни возьмись — появился возле разрушенного скотного двора автобус. Шофер согласился нас с детьми довезти до соседней деревни, находившейся у нас на пути в километрах десяти. В деревне нашли учителя, который разрешил нам переночевать в местной школе. Когда начался страшный ливень, мы находились в теплом сухом помещении, приготовили вкусный ужин, сварили много какао из молока, которое нам принесли местные жители — несли прямо трехлитровыми банками, еще теплое, только что надоенное. После дождя около здания школы собралась местная молодежь.

Наши дети дали концерт: пели, танцевали, веселились, забыв о сильном дожде. Утром навели в школе порядок, добрались до соседней деревни, откуда нас забрала машина — тоже родители договорились. Домой мы приехали живые, здоровые и сухие! Хотя многие учителя рассказывали, что в этом походе промокли с детьми до нитки.

Умелые руки родителей…

Вообще, родители были моими незаменимыми помощниками в деле воспитания учащихся. Если это были походы — они тащили на себе огромные тяжелые рюкзаки с посудой, дровами, водой и т. п. С огромной благодарностью вспоминаю маму ученика Жени Сироштана. Она работала машинисткой в воинской части, тогда у нее умер муж, она стала вдовой с двумя сыновьями. По собственному почину она руководили работой драмкружка в классе. Наши «артисты» выступали с различными сценками в школе, в Доме офицеров, пользовались успехом у зрителей. А одна из родительниц, работавшая в то время в санатории, вела в классе кружок «Умелые руки»: учила девочек шить, кроить, вышивать, вязать, а мальчиков — лепке, выпиливанию лобзиком, резьбе по дереву. Дети с удовольствием посещали такие занятия.

Была в нашем классе замечательная традиция: накануне 8 Марта — классное собрание с участием детей и их мам. Каждый рассказывал о своей маме, ее профессии, интересах, дочерней обязанности и т. д. Такое мероприятие пользовалось спросом не только у нас — к нам приходили гости (дети и родители) из других классов.

Еще помню, как нам было поручено осуществить уборку леса. Это очень интересное занятие: мы собирали сучья, складывали их в кучи, уничтожали сорняки, охраняли муравейники, вели наблюдения за насекомыми, собирали лечебные травы, потом сдавали в местную аптеку, за что получали какие-то деньги в классную копилку. Это и работа, и отдых в одном! Мне нравилось «подбрасывать» в это время детям интересные задания, например, доказать, что муравей сильнее слона. Позже ученики сами стали подбирать загадки, шарады о животных, растениях, насекомых, вообще, о жизни леса. И снова мы оформляли свои наблюдения в альбомы, разнообразили красочными фотографиями, собственными рисунками и рассказами.

…И поддержка педагогов

Насколько интересной и разнообразной была наша жизнь в школе и за ее пределами! Но мне пришлось уехать. Дети без меня окончили среднюю школу, потом вузы, стали настоящими гражданами своей страны, обзавелись семьями. И я хочу выразить огромную благодарность не только тому — нашему — педагогическому коллективу, но и нынешнему. Ведь когда я в трудный момент жизни снова оказалась в Чебаркуле, меня не бросили. Педагоги часто навещают меня, звонят, приглашают на праздники, поддерживают морально и даже материально. Особая благодарность бывшему директору школы № 4 Чебалец Т. Н., которая при моем отъезде на постоянное место жительства в г. Донецк, в Украину, написала мне блестящую характеристику. Она послужила для меня путевкой в жизнь и в дальнейшей работе. И все-таки считаю, что как учитель и воспитатель я состоялась в школе № 4. Опыта, полученного здесь, мне вполне хватило на новом месте работы. Спасибо и Погодаевой Г. А. Она часто приезжает ко мне, поддерживает во всем. Это общение вселяет оптимизм, веру в лучшее будущее и является «лучом света в темном царстве».

Смиренно и низко преклоняю голову перед учительским коллективом школы № 4 в знак огромной благодарности за внимание и заботу обо мне.

С юбилеем вас, дорогие коллеги. Здоровья вам, успехов в работе и благополучия в личной жизни».

От редакции. Сегодня Т. П. Воробьевой 85 лет. Она проживает в г. Чебаркуле вместе с мужем. Мы рады, что нам удалось познакомиться с таким удивительным человеком — пока только через ее воспоминания. Но обещаем, что обязательно встретимся с Тамарой Прокофьевной и расскажем читателям о ее непростой судьбе.

Чтобы добавить комментарий, зарегистрируйтесь на сайте или войдите через соц.сеть:

Похожие материалы (по тегу)