Четверг, 14 Июль 2016 13:30

Война войной, а завод — по расписанию

Опубликовала 
Оцените материал
(6 голосов)
Вот так все начиналось... Вот так все начиналось... Фото из архива ПАО «Уральская кузница»

Лето 1941-го. За считанные дни наша страна перестраивается на военный лад. В лесном массиве Чебаркуля за 75 дней должен появиться кузнечно-прессовый завод, изготавливающий детали для военных самолетов. Людей и оборудование решено эвакуировать на Урал из подмосковной Электростали.

«Метр дороги брал жизнь»

Один из шести строительных батальонов был сформирован в Ташкенте из узбеков, киргизов, таджиков. Им выпала самая тяжелая доля — прокладка узкоколейной железной дороги от Каменного карьера до заводской площадки с целью подвоза строительного камня.

— Это сейчас мимо чебаркульского лесничества в сторону Кисегача идет дорога, — рассказывает председатель Совета ветеранов бывшего метзавода, ныне ПАО «Уральская кузница» Вадим Лильбок. — А в то время вокруг Каменного карьера было сплошное болото. Мои предки говорили: «Каждый метр построенной дороги — это одна человеческая жизнь». Южные люди оказались не готовы к тяжелой физической работе в условиях уральской непогоды — многие умирали. Иногда трупы закапывали прямо под насыпь — не было времени возить на кладбище.

Добывали и грузили камень вручную. С помощью шлямбура долбили шурфы, кувалдами пробивали отверстие, закладывали взрывчатку. Вывороченные камни долбили на более мелкие, грузили на мотовозы, которые доставляли строительный материал по рельсам до площадки. На Каменном карьере тогда было два барака, где люди могли вздремнуть и покушать — без отрыва от производства.

За сутки — барак

12 ноября 1941 г. в Чебаркуль прибыл первый эшелон из Электростали. К этому времени были построены не только железнодорожные пути, но и водокачка, а также более ста землянок для людей. Часть прибывших разместили там, остальных — в близлежащих деревнях. Приходилось ходить на работу пешком — по ямам, болоту, через кустарники, в снег и грязь…

Вспоминает ветеран труда Людмила Погорелова: «От Москвы до Чебаркуля мы ехали в поезде 1,5 месяца — пропускали военные эшелоны. С собой — только узел с тряпками, детская ванночка, а в ней швейная машинка. В Мисяше нас расквартировали. Отца — Андрея Полякова — сразу увезли на завод. Для меня, мамы и старшей сестры в одном из домов место нашлось только в чулане. Мыши буквально пешком ходили, в кастрюли с похлебкой залазили. А похлебка-то была из лебеды и крапивы… Всю войну я вспоминала кусок хлеба с маслом и сахаром, который, еще будучи в Электростали, затолкала под шифоньер, потому что не хотела кушать…»
Позже началось строительство бараков — более комфортного жилья для людей.

— Один барак — это 14 квартир, столько же печей, рамы, полы, потолки, стены, — рассказывает Вадим Лильбок. — Так вот простой каменщик — прораб Подлепа — разработал такую технологию строительства, что каждые сутки сдавался барак! Только за лето 1942 года было сдано 76 бараков.

Вспоминает ветеран труда Юлия Фоменкова: «С высоты прожитых лет я вспоминаю о том, как в то тяжелое время все было организовано! 16 октября 1941 г. нам объявили об эвакуации, 19-го — поселили в товарные вагоны, где уже с двух сторон были приготовлены нары, в промежутке — печка-буржуйка, на которой мы готовили еду.

По приезду нас разместили в бараках, где стояли железные кровати (спали мы по двое на одной), стол и табуретки, подвезены дрова и уголь».

Взаимовыручка — 100%

Чтобы запустить завод по плану, работали по 12 часов без выходных. Поэтому часто рабочим приходилось ночевать прямо на стройплощадке, не уходя домой. Из досок сооружали сараи, из телогреек и тряпья делали настил.

Очень торопились установить оборудование. О комфорте не думали — лишь стены были. Дождь и снег валились на головы. Холод такой, что вода в цехах замерзала, а работали голыми руками. В музее завода хранится книга, составленная вначале 40-х гг. из обращений руководителей различного уровня в профсоюзную организацию. Просили семян, чтобы посадить картошку, денег на покупку козы, телогрейку, ботинки, чтобы ходить на работу, путевку в санаторий, чтобы подлечить жену от туберкулеза, помочь одеть-обуть шестерых детей для школы. Один из инженеров завода, приехавший раньше своей жены, продавал ее вещи, чтобы не умереть с голоду…
Тем не менее, было много рационализаторских предложений, дух соперничества между кузнецами. Не оставалась в стороне и женская половина: 17-летняя Нина Кузнецова создала кузнечную бригаду из девчонок 15-16 лет, которая давала фору мужикам.

В суровых условиях руководство завода даже сумело организовать стадион и футбольную команду! Первого директора Петра Карпенко видели в цехах даже ночью. Он знал каждого по имени-отчеству, трепетно относился к семьям рабочих. Но не терпел разгильдяйства и пьянства — наказывал самым жестким способом, вплоть до суда. А судить тогда могли даже за 20-минутное опоздание на работу.

Тогда только так: все силы мобилизовать ради победы над врагом. Чего стоил один факт строительства насосной станции: здание более 6 метров высотой умудрились построить за 22 часа. А ведь под рукой были только тачка, мастерок и раствор…

Вспоминает ветеран труда Юлия Фоменкова: «Несмотря на то что нас поселили в чебаркульских бараках, вывезя из комфортных многоэтажек Электростали, мы не роптали, знали, что так надо. Всячески помогали друг другу — не дай бог, кто-то заболеет или что-то еще. Беременная соседка привела к нам пожить своего сына, потому что ей пришло время рожать. Моя мама тогда сказала: «Где пятеро, там и шестому место найдется!».

Пуск завода состоялся 15 марта 1942 года. Но первая штамповка была сделана ранее, в феврале. «Почти 100 процентов самолетов, которые потом выпускались, имели в своей конструкции детали, изготовленные на Чебаркульском металлургическом заводе, — отмечает Вадим Лильбок. — Достаточно сказать, что самых лучших самолетов войны — штурмовиков Ил-2 — было выпущено 37 тыс. штук, и на всех — наши детали!»

Безусловно, в той Победе 1945 года был весомый вклад Чебаркульского металлургического завода. Но как это далось некоторым семьям — трудно даже представить. После войны многие вернулись в родной Электросталь. Но большинство осталось здесь, пустив корни на чебаркульской земле, пропитанной слезами и потом. Именно с них можно вести подсчет знаменитых династий, которые прославили наш небольшой город на всю страну.

Чтобы добавить комментарий, зарегистрируйтесь на сайте или войдите через соц.сеть:

Похожие материалы (по тегу)