Рад бы учиться, да остался в семье за старшего
Александр Иванович родился в казачьей семье в деревне, которой сегодня уже нет. Называлась она Мохиревка и находилась в нескольких километрах от д. Звягино Чебаркульского района.
Семья потеряла кормильца еще до войны: его осудили за излишки, обнаруженные на складе заготконторы «Союзплодоовощи». Приговорили к пяти годам лишения свободы. Пока отец сидел в Магнитогорске, жена и сын его навещали. Когда началась война, заключенного Ивана Плешкова отправили на Дальний Восток. Первое время письма от него, хоть редко, но приходили. А потом переписка резко оборвалась. В 1943 году пришла телеграмма без обратного адреса, только название станции — Океанская: «Жив, здоров. Освободился. Работаю. Война окончится, приеду». Больше никаких весточек. Семья так и не узнала, что произошло.
Детей в семье было много, но до совершеннолетия дожили только Александр и его сестра-близнец Анна. Мать поначалу занималась домашним хозяйством, но когда не стало отца, пошла работать дояркой, телятницей в колхоз — тогда семья уже переехала в Бишкиль.
В то время там была лишь начальная школа. Поэтому Александр, как только немного подрос, начал ходить по семь километров на Опытную (ныне пос. Тимирязевский). В конце седьмого класса, весной 1941 года, он бросил школу и устроился в колхоз: возил воду для тракторов в большой бочке. Работал, как и все тогда, практически бесплатно — за трудодни. Иногда на них что-то давали: гречку или ячмень.
День, когда объявили о начале войны, Александр Иванович вспоминает с трудом:
— Кажется, мы тогда были на покосах. Тракторов в хозяйстве почти не было, поэтому сено заготавливали на конных косилках и вручную. Женщины косили, подростки подвозили копешки, а старики метали скирды. Целыми днями трудились в колхозе, а вечерами заготавливали сено для своей скотины. Жили-то в основном за счет домашнего хозяйства: держали корову, овец, огород. Вот в один из таких дней мы и узнали, что война началась.
На сборы — несколько часов
Призывного возраста Александр Иванович достиг в ноябре 1944. К тому времени он окончил фабрично-заводское училище в Искитиме Новосибирской области, получил профессию мельника, полгода отработал на Медведевской мельнице. 7 ноября, в свой день рождения, Александр Иванович был на смене. Под вечер на мельницу прибежала сестра с подружкой, принесла повестку — явиться в военкомат нужно было уже следующим утром. Запрыгнул в проходящий товарняк и уехал в Чебаркуль, оттуда — в областной центр на пересылку, затем в Челябинское авиационно-техническое училище. Три месяца проучился и — на фронт. Сначала в Москву, затем в Вильно, в штаб армии. 9 февраля 1945 года Александр Плешков был зачислен в экипаж боевого самолета 12 Гвардейского авиационного полка авиации дальнего действия на должность моториста. Полевой аэродром находился от передовой километрах в 50-ти. Оттуда советские самолеты бомбили Кенигсберг, Пиллау, Берлин.
— Днем готовишь самолет, ночью провожаешь, встречаешь. Три-четыре часа сна и снова к машине, — вспоминает Александр Иванович те последние месяцы Великой Отечественной.
Служба была и трудна, и опасна. Так, за неделю до прибытия Александра Ивановича в часть один из самолетов был расстрелян вражеским истребителем буквально в нескольких метрах от посадочной полосы.
Известие об окончании войны застало Александра Ивановича в Польше, в местечке Старовесь, в 80 км от Варшавы. Часть в то время была расквартирована в трехэтажном старинном замке, где до войны располагался женский монастырь. Поздно вечером 8 мая полковые радисты перехватили сообщение о подписании капитуляции.
— Эх, что тут у нас началось! Окна пооткрывали, благо на улице уже тепло было, и пошли в воздух стрелять. Командир полка всполошился, прибежал. Пока первый этаж успокаивает, два других палят. Только выше поднимется — на нижнем уже по новой начинают. Плюнул и ушел, — передает атмосферу того дня Александр Иванович. — А 9 мая отметили уже по-настоящему. Митинг был, на нем официально объявили о том, что закончилась война. Во дворе замка накрыли длинные столы. Даже нам, сержантам, налили боевые 100 грамм.
Из офицеров — в педагоги
В 1946 году полк передислоцировали из Польши под Хабаровск. Здесь началось продвижение Александра Плешкова по служебной лестнице. Сначала его из мотористов перевели в механики, затем присвоили звание младшего лейтенанта (когда сдал экстерном экзамены в Казанском авиатехническом училище на бортового техника).
В 1953-м полк начали расформировывать, переводить с Ли-2 на Ту-4. Александр Иванович все взвесил и решил поставить точку на военной карьере. Написал рапорт об увольнении в запас. Тем более что на Урале его уже ждала невеста, ставшая вскоре законной женой. Александр Иванович с Тамарой Павловной живут вместе 63-й год. А начиналось все в дороге, в поезде. Он заприметил симпатичную девушку, когда ехал к родственникам в Чебаркуль. На обратном пути она вновь оказалась соседкой по вагону. Вот тогда Александр быстро принял решение, попросил двоюродную сестру ему помочь. И ведь уговорил! Забрал у попутчицы сумочку с документами и увез девушку домой. Год переписывались. А в 53-м Александр Иванович вернулся на Урал и сразу женился.
Уже будучи сменным мастером в цехе пусковых моторов ЧТЗ, окончил 10 классов вечерней школы. С 1956 по 1987 годы работал учителем в различных школах Чебаркульского района.
У Александра Ивановича и Тамары Павловны двое детей: дочь и сын, четверо внуков и шесть правнуков. Родные часто встречаются, отмечают памятные даты. Но есть один праздник, который ждут в семье с особым чувством
— День Победы.