Вторник, 09 Июнь 2015 11:16

Новая Ильменка на новом месте: останется ли фестиваль прежним?

Опубликовал  Марк Корюков
Оцените материал
(0 голосов)

12 июня начинается новый этап в истории «Ильменки» — без отражения бардовских костров на озерной глади. А что было раньше?

Мы-то, помнящие старую Ильменку, знаем, что теперь и ветер не тот, и паруса не те. Это не про ветер, который год назад валил на берегах Ильменского озера вековые сосны, отчего погибли дети. Трагедия, произошедшая в прошлом году на фестивале авторской песни, — это одна беда. Есть еще другая — тотальное вымирание романтиков. Такие фестивали были для них Красной книгой, заповедником, где творческая атмосфера брала души музыкантов и поэтов под охрану. Нет смысла изощряться в мрачных прогнозах, каким же будет фестиваль на новом месте, в «Солнечной долине». Может, Ильменка и выживет, и даже станет более славной, но фестиваль все равно будет другим. Древний грек Гераклит утверждал, что все течет, все меняется. А Егор Летов пел: «Кем бы кто ни стал — никто не проиграл». Мы должны помнить добро...

Первая ценность Ильменского фестиваля

Это свобода самовыражения. Неважно как ты одет и как выглядишь. Главное — как владеешь словом и гитарой, есть ли вообще тебе что сказать. Здесь внимательно слушали и тех, кто не прожил бы, наверное, и десяти минут десантированный в трущобы, к примеру, Ленинского района в Челябинске. В основе публики — люди с гитарами (а также флейтами, бубнами — всем, что может давать красивый живой звук). Или просто люди с неглупыми лицами и в свитерах, прожженных кострами. Нередко — в очках с немодными оправами. Встречалась и публика поэкзотичнее. Скажем, растаманы, подобные грибам, выросшим после дождя. Их можно было узнать по наличию светофорного триколора, косичкам-дрэдам и дежурной фразе: «О, брат! Ништяк». Появлялись и какие-то анархисты в шинелях на голое тело. Хиппи и панки уже и не считались экзотикой — где им еще быть как не в дымном пространстве между многочисленных палаток? Первые нередко сидели и созерцали, растворяясь в природе летнего дня, вторые — скакали в диких плясках. Нельзя не сказать и о свободе слова, и о братстве фестивальных костров, когда любой подошедший к ночному пламени человек становился своим, а если он еще и сочиняет песни и поет — тем более.

Еще одна ценность

В программе фестиваля много выступлений не просто ярких авторов, а людей-легенд. Где еще можно посетить бесплатно их концерт, а потом еще запросто пообщаться у сцены? Бутусов, Сюткин, Смехов, Макаревич, Гвердцители, Трофим — все они были здесь и запросто общались с публикой. И это не говоря о мэтрах авторской песни -- бардах-классиках Городницком, Никитине, и, конечно, Митяеве.

Оказал ли Ильменский фестиваль влияние на культуру Чебаркуля? Несомненно. Вот примеры. В 1989 году лауреатом Ильменского фестиваля стала группа «Дармоеды». Это была компания молодых людей с набором необычных инструментов — флейта, маракасы, кларнет и… расческа. В состав группы входили музыканты из Чебаркуля, причем на них лежало именно сочинение текстов. Острых, временами издевательских. Например: «Больше бензина, коров, свиноматок. Больше асбеста, бетона и… мата». Время-то было — самая перестройка! Этот исторический диплом первой группы акустического рока, ставшей дипломантом фестиваля, до сих пор хранится в Чебаркуле в частной коллекции раритетов.

Ильменский фестиваль породил на территории Чебаркуля как минимум два фестиваля авторской песни. Первый назывался «Наполним музыкой сердца». Уже не погожим летом, а холодным вечером в клубе имени Горького собирались звезды «Ильменки», добрые друзья-музыканты со всей области и радовали чебаркульцев своими песнями. Концертная программа включала выступления и местных исполнителей Галины Батутиной, Надежды Осинцевой, Людмилы Пилипенко, Ивана Мищенко… Чебаркульское телевидение записывало эти концерты, программа пользовалась у публики успехом. Нельзя не сказать о том, что и проведение мероприятия в основном лежало на плечах местных тележурналистов Елены Исаковой и Ольги Антоновой.

Кроме того в те же 90-е годы фестиваль авторской песни проходил в «Чайке». Но не в детском оздоровительном лагере, а на базе педагогического института, что находится на противоположном от города берегу озера Чебаркуль. Здесь инициатором был Михаил Черенев (Северский), сегодня один из известных журналистов Москвы. В «Чайке» творческие рамки были широкими, авторы выступали не только в традиционном жанре. Со сцены звучали и блюзы, и рок-н-роллы. Тон задавали группы «Возвращение», «Чужие» (г. Челябинск) и «Пестрое-озеро» (г. Чебаркуль).

 Нельзя не упомянуть и об успехах на сцене Ильменского фестиваля воспитанников клуба авторской песни «Камертон» под руководством Галины Фахретдиновой. Молодые авторы, занимающиеся в клубе, провели в Чебаркуле не один отчетный концерт, некоторые можно также отнести к неформальным фестивалям авторской песни. Елена Лобусова, Иван Телегин, Андрей Лобусов, Алексей Максимович – вот лишь немногие из имен, которые прославили на сцене наш город.

И под конец немного черного юмора. Как известно неофициальным гимном «Ильменки» является песня Олега Митяева «Изгиб гитары желтой». В Чебаркуле переделали песню: «Избит гитарой желтой когда-то честный рокер за то, что на Ильменке играл тяжелый блюз, а гриф у той гитары был твердый и жестокий. Как здорово услышать нам костей ужасный хруст». Пародия была написана до прошлогодних событий, иначе бы она была верхом цинизма. Это к тому, что сегодня Ильменка — не столько повод для шуток, сколько повод для раздумья: спасется ли подтопленный в море скорбей корабль? Вопрос открытый и важный. Ведь это площадка и школа общения в наш век разобщенности и воинствующего индивидуализма. И если в вас жив бунтарский дух Дон Кихота и душа просит песни, то самое время все-таки подтянуть струны на старой, видавшей виды гитаре и отправляться на Ильменку. Даже если путь нынче лежит в стороне от живописного озера.

Чтобы добавить комментарий, зарегистрируйтесь на сайте или войдите через соц.сеть:

Похожие материалы (по тегу)