Пятница, 30 Январь 2015 11:03

Чебаркуль — прародина венгров?

Опубликовал  Матвей ДАНИЛОВ
Оцените материал
(3 голосов)
На Малковских курганах На Малковских курганах

У нынешних венгров есть основания считать Южный Урал своей далекой родиной

В годы Великой Отечественной войны Венгрия была союзником гитлеровской Германии. Особого стремления воевать в венгерском обществе тогда не наблюдалось, но солдаты и офицеры этой страны все-таки отправлялись на фронт. Немало их попало в советский плен. Сдавшихся воинов неприятельской армии везли на Урал и в Западную Сибирь. Часто в охрану попадали представители наших коренных народностей: ханты, манси, удмурты… Охранники общались между собой на родном языке, и пленные поражались, до чего Советская Россия дошла — простых деревенских парней заставила выучить венгерский! Знать, давно комиссары воевать готовились. Невдомек было многим мадьярам, что Советы тут ни при чем, и что пленники просто попали на родину своих далеких предков.

Гунны

Можно сказать, что начало формирования венгерской народности уходит корнями в 3 век до нашей эры. Тогда на территории современной Монголии сложился племенной союз хунну. Они же гунны. Эти племена были типичными кочевниками-степняками. Жили по законам военной демократии, разоряли соседний Китай, иногда меняли продукты скотоводства на продукты земледелия. Потом большая часть гуннов ушла, оставив брошенную степь монголоязычным племенам.

«Поход гуннов на запад историки называют Великим переселением народов. Предполагают, что именно они в 5 веке нашей эры создали государство на Дунае во главе с Аттилой, после смерти которого в 453 году оно распалось», — пишет этнограф Ирина Потемкина.

Гунны исчезли, но не совсем. Они растворились в других этносах. И оставили немало следов, говорящих о своем существовании.
Возле села Малково Чебаркульского района, близ восточного берега озера Чебаркуль лежит голая холмистая степь. Но опытный глаз может распознать там и рукотворные курганы. На вершинах естественных холмов видны скалистые выходы, а на этих возвышениях — аккуратно сложенные валуны. Летом 1993 года там велись раскопки. Археологи определили около двух десятков захоронений и 4 кургана. Кроме того, были раскопаны могилы женщины, двух мужчин и ребенка. По бесспорным признакам, обнаруженным среди останков, ученым стало ясно — это гунны. Таким образом, Малковское захоронение пролило свет на картину передвижения гуннских племен. Конечно, их путь лежал через Южный Урал.

Но ученым стало ясно и другое — гунны активно смешивались здесь с местным населением. В захоронении обнаружилась керамика и прочие предметы так называемых «лесников». Так археологи называют коренных жителей Южного Урала. Это были финно-угры.

Угры

Еще древние греки писали о Рифейских горах и неведомых людях — гипербореях. Возможно, и имелся в виду наш Урал-батюшка. Да только вряд ли какой-нибудь земляк и ровесник Архимеда добрался до наших краев. По античным меркам это было слишком далеко, да и климат наш суров, а раньше, говорят, был еще холоднее. Поэтому наши родные места были труднодоступными и, вероятно, редконаселенными. Тут было бы впору вспомнить об Аркаиме и других древних городах степной зоны. Но это другое. Степь была коридором для передвижения многих народов — не только для упомянутых гуннов, но и ариях, сарматах, печенегах… Обратим свой взор к лесной и горно-лесной зоне нашего края. Население на заре Средневековья там было более стабильным. Финно-уграм — коренным жителям Урала, тайга служила щитом от появляющихся чужаков. Жили они в хижинах на берегах речек и озер, охотились, ловили рыбу, собирали грибы. Знали зерновые культуры и секрет плавления металлов. Наготы не стыдились, но умели делать летнюю одежду из крапивных волокон, а зимнюю — из шкур. Чуть что — скрывались в чащах или пещерах, нередко превращенных в языческие храмы. В общем, напоминали кетов, хантов, манси, удмуртов, которых позднее открыли для себя русские первопоселенцы и назвали чудью.

Кто же теперь скажет, как блеснула та заветная искорка между гуннами и уграми, после которой началось сближение двух разных этнических групп? Но это зафиксировано даже лингвистически: «гунн» плюс «угр» равняется «хунгр» — венгр.

Венгры — они же мадьяры

Смешение гуннов и угров в наших краях происходило где-то примерно до 5 века нашей эры. Упоминая о более поздних веках, историки пишут уже о сложившихся венгерских племенах. Венгры вели кочевой или полукочевой образ жизни. А примерно в 9 веке ушли по следу своих предков — не ассимилировавшихся на Урале гуннов — на Дунай.

— Вероятно, некая угорская группа в ходе противостояния была вытеснена из лесной или лесостепной зоны своего обитания в степные районы Урало-Казахстанского региона, — предполагает доцент кафедры археологии и этнографии исторического факультета ЧелГУ Илья Любчанский. — И у этих людей был выбор: либо адаптироваться к окружающей среде, либо искать новую родину.

Согласно данным летописных источников, перед походом семь венгерских племен объединились и принесли в жертву богам престарелого вождя большого и сильного племени, которое называлось мадьяры. Племенной союз возглавил сын умерщвленного правителя Арпад. Под его властью мадьярами стали называться все те, кто принял участие в этом исходе. Общая численность мадьярских племен, как полагают историки, была от 200 до 400 тысяч человек.

Далее начинается такая венгерская история, которая никак не связана с Южным Уралом. Мадьяры потеснили с берегов Дуная славян и кельтов, от соседних народов приняли католичество. Но вот что пишет ученый Дмитрий Марков: «На территории современной Башкирии, в 1235 году францисканский монах Юлиан обнаружил оставшихся на востоке и сохранивших язычество венгров. Однако жившее на этой территории объединение венгерских племен просуществовало недолго. Через несколько лет после его «открытия» францисканцем оно было сметено нашествием монголо-татарских орд».

Венгерское прошлое в названиях

Кроме курганов от старины остались географические названия. Ученые склоняются к мнению, что слово Миасс — именно финно-угорского происхождения. В прошлых и настоящих местах проживания угорских народов встречаются названия «мензас», «мейзас», «мейасс». Это можно перевести приблизительно как «мать родниковых вод». Не секрет, что главная водная артерия севера Челябинской области очень богата ключами и источниками.

Название «Ильмень», вероятнее всего, тоже венгерское наследие. Его ученые переводят как «торфянище». А если поехать в сторону Златоуста, то на границе города мастеров булатной стали встретится станция Уржумка. Именно там сходят туристы, желающие подняться на Александровскую сопку. Так вот Уржумка в переводе со многих финно-угорских языков означает «вижу белку».
Разумеется, теперь на Южном Урале преобладают башкирские и русские топонимы. Но не следует забывать, что тюркские племена — предки башкир — проникли на Южный Урал тоже давно. И в отличие от венгров башкиры никуда от этой земли уходить не собирались, растворяя в своем формирующемся этносе как монгольские, так и финно-угорские элементы.

И вот еще одна особенность. В венгерских музыкальных композициях иногда звучит курай. Тот самый, который мы привыкли считать чисто башкирским инструментом. А не ниточка ли это, связывающая культурные традиции бывших народов-соседей?

Эпилог

Первые русские поселенцы появились на Южном Урале лишь в конце 17 — начале 18 веков. Поэтому лозунги типа «Урал — для русских!» говорят и о невежестве писавшего и о попытке стереть культурный пласт, формировавшийся на нашей земле веками.

Выходит, что давным-давно по берегам речки Миасс возле Ильменских гор бродили предки поэта Шандора Петефи, актрисы Сандры Баллок, композитора Белы Бартока, певицы Марички Вереш и других венгерских знаменитостей? Именно здесь зарождался национальный дух и удивительная живучесть мадьярской культуры в инородной среде. По сей день это является загадкой для европейских исследователей.

Теги

Чтобы добавить комментарий, зарегистрируйтесь на сайте или войдите через соц.сеть:

Похожие материалы (по тегу)

  • 23 февраля жительнице Чебаркуля Валентине Алексеевой исполнится 90 лет

    В День защитника Отечества в доме Алексеевых собралась дружная семья. И несмотря на то что единственный мужчина в «женском царстве», — военнослужащий, все-таки первый тост подняли за 90-летний юбилей Валентины Иосифовны, и уже второй — за День воинской славы России.

  • У каждого своя война…

    Раскаленная солнцем афганская земля расчерчена множеством дорог, пройденных тысячами советских солдат и офицеров. Для некоторых из них героический путь по горно-пустынным тропам жестокой войны стал последним. Те же, кто смог вернуться домой, бережно хранят воспоминания о погибших товарищах и трудных буднях, помнят о крепкой боевой дружбе и душевных письмах из дома… Так или иначе, каждый привез с собой в родные места свой багаж эмоций и впечатлений, каждый вынес из этой войны для себя что-то особенно важное.

  • «Нас сплотила… беда»

    Один за другим в жизни Расимы Асатуллиной появилось сразу несколько мужчин. На каждого у нее хватило любви, нежности и заботы. Не женщина — богиня.

  • Жизненное кредо Митрошиных — честь и долг

    Наверное, больше половины чебаркульцев помнит заслуженного педагога Константина Михайловича Митрошина. Мы, школьники начала 80-х годов, наблюдали, как интересный, добродушный и, как нам казалось, пожилой человек воспитывает молодое поколение. Все, видя его, улыбались. И тогда никто из нас, малолеток, не мог предполагать, что сын Константина Михайловича служит в Афганистане…

  • «Школьные годы чудесные…»

    В редакцию газеты «Южноуралец» попали воспоминания бывшего учителя русского языка и литературы школы № 4, ветерана труда Тамары Прокофьевны Воробьевой. В стенах данного образовательного учреждения она проработала с 1971 по 1981 годы. Вот что рассказывает педагог.