Понедельник, 10 Ноябрь 2014 10:22

Параскева-Пятница и древнерусская богиня Мокошь

Опубликовал  Алиса Рускова
Оцените материал
(12 голосов)

 

Сегодня, 28 октября, христиане отмечают день святой Параскевы. В дохристианской Руси наши предки - славяне  почитали в это время единственную богиню древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и прочих божеств - Мокошь.

 

Почитание Мокоши в разных областях России, Белоруссии и Украины сохранялось вплоть до новейших времен. По данным северорусской этнографии, Мокошь ( Макошь)  представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе; поверья запрещают оставлять кудель, а «то Мокоша опрядет».

Мокошь– Богиня, прядущая Нити Судеб на Небе, а также покровительница женских рукоделий на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме, в ее ведении находится такое ремесло, как прядение. В славянском язычестве Мокошь считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. Издревле ее просили дать легкие роды и здоровых детей.

Мокошь связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Ткать Пряжу Судеб ей помогают богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов – добрыми или злыми. Покута – то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат. Некоторые источники утверждают, что культ Мокоши возник 30-40 тыс. лет назад.

У древних славян день Мокоши, как считается, приходился на последнюю пятницу октября. После принятия христианства пятый день недели – пятница – связывался со святыми женского пола. В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а также купать детей и купаться самим. Считалось, что Мокошь может сурово наказать нарушающих запреты – наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.

Еще одна особенность праздника – двухкольцевой хоровод. Одно кольцо (внешнее) закручивается посолонь – на жизнь, а другое закручивается противосолонь – на смерть. Означает приближающуюся зиму. С этого дня начинаются большие зимние работы: прядение, ткачество, шитье, вышивание.

Пятница в языческие времена была у восточных славян самостоятельным мифологическим персонажем, воплощавшим персонифицированное представление дня недели. Иначе называлась Льняницей или Льянихой. Праздновали Пятницу, как правило, в конце октября. В древности же у восточных славян деревянные скульптуры Пятницы ставились на колодцах, ей приносились жертвы: в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть. Обряд назывался мокрида. Вероятно, название обряда, как и имя Мокошь, связано с корнем «мокрый», «мокнуть» (вместе с тем возможна и связь с западнославянским mokos – «прядение»). Сохранились ранние свидетельства о почитании восточными славянами 12 Пятниц.

По мере утверждения христианства в народе культ Мокоши, как и культ Пятницы, стал заменяться культом Параскевы-Пятницы  (христианская великомученица, жившая, как принято считать, в III в. н. э.) В русском же быту святая Параскева так и стала со временем именоваться «Параскевой-Пятницей».

Традиционно святая Параскева-Пятница почитается как покровительница полей и скота. В день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица – целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. В итоге в течение веков многие функции, традиционно отводимые славянскими народами Мокоши, вобрал в себя культ православной святой Параскевы-Пятницы.

Параскева-Пятница считалась «бабьей святой», покровительницей семьи и брака. Именно ей девушки задавали в своих молитвах вопрос, как выйти замуж, чтобы жить счастливо, и просили помочь этом деле: «Пятница-Прасковея, покажи мне жениха поскорее». Также Параскеве молились о домашнем благополучии и защите от болезней. Святая была помощницей в женских делах и заботах. Обыкновенно в ее день не работали, особенно запрещалось также стирать белье и прясть нитки. Можно было лишь мять и трепать лен. Устраивали даже специальные льняные смотрины: вытрепанный лен-первак показывали друг другу, хвастаясь мастерством. Девушки старалась показать свои умения женихам и будущим свекровям.

С пятницей, как с днем недели, было связано множество примет. Например, говорили, что тот, кто в пятницу много смеется, в старости будет много плакать. В этот день нельзя было ни мыть голову, ни купать детей. В то же время если ребенок болел, его на Параскеву приводили к роднику, чтобы смыть все недуги.

 

 

Чтобы добавить комментарий, зарегистрируйтесь на сайте или войдите через соц.сеть:

Похожие материалы (по тегу)

  • Чебаркульцы проводили зиму

    Масленичная неделя в этом году проходила с 20 по 26 февраля. Народные традиции на Масленицу напрямую связаны с поверьем, что в эту неделю веселиться нужно как можно больше — это принесет благополучие и изобилие в дом. Что и делали чебаркульцы. А учитывая, что масленичная неделя совпала с выходными ко Дню защитника Отечества, то горожане погуляли на славу.

  • 23 февраля жительнице Чебаркуля Валентине Алексеевой исполнится 90 лет

    В День защитника Отечества в доме Алексеевых собралась дружная семья. И несмотря на то что единственный мужчина в «женском царстве», — военнослужащий, все-таки первый тост подняли за 90-летний юбилей Валентины Иосифовны, и уже второй — за День воинской славы России.

  • «Любить Родину надо уметь!»

    Так считает педагог школы № 6 Игорь Валерьевич Дышаев. И учит детей именно этому.

  • Накануне праздника

    Накануне Дня Защитника Отечества в отделе внутренних дел Чебаркуля состоялось торжественное собрание.

  • Готовимся встретить праздник

    Когда и где пройдут «вкусные» проводы зимы