Пятница, 19 Сентябрь 2014 09:14

В ядре самой маленькой галактики Вселенной обнаружили сверхмассивную чёрную дыру

Опубликовал  Алиса Рускова

Несмотря на свои миниатюрные размеры, галактика, кажется, таит в себе гигантскую чёрную дыру, в 21 миллион раз превышающую по массе наше Солнце и в пять раз больше чёрной дыры в центре Млечного Пути.

Карликовая галактика, названная M60-UCD1,  была обнаружена учёными по необычному рентгеновскому излучению. Астрономы использовали телескоп Обсерватории Джемини, а также изображения с космического телескопа NASA Hubble для измерения движения звёзд в пределах галактики.

Чёрная дыра составляет 15% массы этой карликовой галактики, тогда как в обычных  галактиках этот процент не превышает   0,5.  Для сравнения: сверхмассивная черная дыра в сердце Млечного Пути массивнее Солнца примерно в 4 миллиона раз и занимает меньше 0,01 процента общей массы своей галактики.

До недавних пор ученые считали, что в центре больших галактик лежат большие чёрные дыры, а  в маленьких галактиках, соответственно  -  маленькие. Но их представления изменила эта крошечная галактика,  расположенная примерно в 55 миллионах световых лет от Земли в скоплении Девы.

Плотность звёзд в этой галактике просто фантастическая. По мнению астрономов, если бы было возможным взглянуть на небо изнутри этой галактики, то оно оказалось бы буквально усыпано звёздами: невооруженным глазом можно было бы разглядеть около одного миллиона объектов. В ночном небе Земли, в свою очередь, можно увидеть не более 4 тысяч звёзд.

Открытие может помочь разгадать давнюю тайну ультра - компактных галактик с таким плотным скоплением звёзд. Учёные выдвинули гипотезу, что в результате столкновения с другой галактикой эта карликовая галактика могла быть разорвана на части. После этого остались лишь плотный центр кластера и его сверхмассивная чёрная дыра.
Открытие также означает, что местная вселенная может просто кишеть множеством огромных чёрных дыр, которых куда больше, чем предполагалось ранее.