Среда, 03 Сентябрь 2014 11:58

Почему каждый человек уникален - мы узнали ровно 30 лет назад

Опубликовал  Алиса Рускова

3 сентября 1984 года, учёные окончательно удостоверились в уникальности ДНК каждого конкретного человека.
Экспериментально это доказал британский генетик Аллек Джеффриз. Рассматривая рентгеновские снимки ДНК, он обнаружил, что цепочки ДНК отличаются. Джеффриз назвал их генетическими отпечатками.

Знаменитая ДНК - носитель наследственной информации любого живого существа. Именно в ней записана информация о наших генах и наследственных признаках. Само вещество - дезоксирибонуклеиновую кислоту - открыл ещё в XIX веке швейцарский биохимик Фридрих Мишер. А вот её связь с наследственностью была доказана почти сто лет спустя.Поворотным моментом во всей истории биологии стала расшифровка ДНК. За своё открытие Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон получили Нобелевскую премию.

Первой областью практического применения этого открытия стала криминалистика. К традиционной дактилоскопии добавилась генетическая — определение личности по волосу, слюне, частице кожи или капельке крови. Успешно используется открытие Джеффриза и при установлении или опровержении родства. Например, останки императорской семьи Николая II идентифицировали по тем же генетическим отпечаткам.

После этого стали открывать гены, отвечающие за болезни человека. Уникальность ДНК дала возможность прогнозировать развитие болезней и пытаться предотвратить их. Уже сегодня с помощью ДНК учёные могут рассчитать индивидуальную траекторию здоровья каждого человека.

В будущем знание своего генетического профиля станет просто необходимостью. Пока это из области фантастики, но учёные не исключают возможности создания индивидуального генетического паспорта для каждого человека, а также лекарств, где на этикетках будет указано, человеку с каким набором генов это средство поможет наиболее эффективно.