Среда, 14 Ноябрь 2012 09:54

Вузы страны: одним «двойка», другим «пятерка»

Опубликовал 
Оцените материал
(0 голосов)

univer     Министерство образования и науки РФ оценило деятельность федеральных учреждений высшего профессионального образования. Результаты ошеломили многих.

 Оценка велась по 50-ти параметрам: показатели образовательной деятельности (средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме за счет бюджета) и научной деятельности (объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника). Также учитывались показатели международной, финансово-экономической деятельности и инфраструктура.

Всего в мониторинге приняли участие порядка 500 вузов и более 900 филиалов. В «черный список» вошли 40 высших учебных заведений и 81 филиал.

Такой рейтинг эффективности будет проводиться ежегодно, сказал замминистра образования и науки РФ Александр Климов.

Не все согласны

Между тем некоторые знатоки дела раскритиковали методику оценки эффективности вузов. Например, член Общественной палаты Сергей Симак сказал, что делать оргвыводы из этого рейтинга было бы серьезной ошибкой. «Методика оценивания, которая легла в основу именно этого рейтинга, не выдерживает никакой критики. Так, процент студентов-иностранцев может быть высоким в медицинских и технических вузах, но зачем иностранцу ехать в Россию, чтобы изучать романо-германскую филологию или педагогику?», — написал С. Симак в своем блоге.

Он также высказал недоумение по поводу того, как можно сравнивать площади или финансирование, приходящиеся на одного сотрудника в медицинском вузе, которым государство достаточно щедро обеспечивает работу клиник, выделяет деньги на закупку дорогостоящего оборудования, с философскими или филологическими факультетами, для которых самое дорогостоящее оборудование — это офисный компьютер.

По его словам, даже средний балл ЕГЭ абитуриентов, являющийся информативным показателем, «говорит, скорее, о том, как поставлена реклама и какие специальности сейчас “в моде”».

«Популярность юридических и экономических специальностей, куда часто отдают документы “стобалльники”, ничего не говорит о качестве подготовки в этих вузах, равно как и “недоборы” и относительно низкие баллы на инженерных и математических факультетах, связанные, в первую очередь, с состоянием общества», — добавил Симак.

По его словам, главное, что надо оценивать, — результат работы вуза, качество знаний специалистов, которых он выпускает, их реальную востребованность.

«Я бы, например, проводил анализ процента трудоустройства выпускников в течение первого года после выпуска, и опрос их работодателей. А вот эти данные уже можно было бы сопоставить с затратами, и вполне может оказаться, что те вузы, кто сейчас по затратам “в передовиках”, на поверку окажутся как раз неэффективными, и наоборот», — написал Симак в своем блоге. При этом член Общественной палаты признал недостаточно высокое качество «продукции», выпускаемой многими филиалами и вузами, и добавил, что с профанацией в образовании нужно бороться.

Что будет?

В настоящее время работают 83 группы, на заседаниях которых рассматриваются перечни образовательных учреждений с признаками неэффективности. Во второй половине ноября «черный список» будет окончательно сформирован. Какие-то вузы останутся в нем, а какие-то — будут исключены на основании особой значимости для развития региона. Вузам с признаками неэффективности будут даны рекомендации: сменить руководство, добавить площадей и денег на развитие или реорганизовать.

Что думают студенты

студентыМихаил Львов, студент:

 — Я в шоке. И где я теперь буду учиться? Бред какой-то! У нас все смеются по этому поводу.

Ульяна Мурашова, студентка одного из «неэффективных» вузов:

— Мне все равно, к кому нас прикрепят. Что поменяется-то? По словам ректора нашего вуза, объединение повлечет за собой оптимизацию административных и финансовых ресурсов университетов. Причем неизбежную. Звучит неплохо.

 Александр Николаев, бывший студент Агроуниверситета (г. Челябинск):

 — Не могу поверить в то, что мой университет попал в «черный список». Я учился там заочно в 90-х. Наши преподаватели — асы, профессионалы! Они дали нам такие знания, которыми мы пользуемся до сих пор! Один из преподавателей читал «очникам» сопромат на французском языке!!! Где еще вы такое слышали? Обидно, если агроуниверситет перестанет существовать как отдельная единица. Любая реорганизация повлечет потерю того, что было накоплено годами…

 Наталья Рабчевская, студентка 4 курса Челябинского госуниверситета:

 — Последние преобразования просто шокируют! Например, в нашем университете недавно объединили три факультета в один: филологи, историки и журналисты теперь в ИГО (Институт гуманитарного образования). Эта новость стала для меня неожиданной. Признаться, я не вижу смысла в этом действии. Считаю, что каждый из трех факультетов был самодостаточным, обладал неповторимой индивидуальностью. Во мне закрадываются опасения, что из-за данного шага эти факультеты потеряют свою «изюминку». Многие наши студенты разделяют мою точку зрения. И практически все сомневаются: а надо ли было в одном «котле» с филологами и историками смешивать факультет журналистики?! Но выбор сделан. Назад пути нет... Немного обидно за молодое поколение. Ведь мы успели побыть самодостаточным факультетом журналистики, а у них уже не будет такой возможности…


 

Челябинская область

 

Перечень вузов с признаками неэффективности:       

  1. Магнитогорский государственный университет
  2. Уральский государственный университет физической культуры
  3. Челябинская государственная агроинженерная академия
  4. Челябинский государственный педагогический университет

Эффективные вузы:

  1. Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова
  2. Уральская государственная академия ветеринарной медицины
  3. Челябинская государственная академия культуры и искусств
  4. Челябинская государственная медицинская академия
  5. Челябинский государственный университет
  6. Южно-Уральский государственный университет

 

Перечень филиалов с признаками неэффективности:

  1. Магнитогорский филиал РАНХиГС
  2. Озерский филиал Уральского государственного лесотехнического университета
  3. Трехгорный технологический институт — филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (ТТИ НИЯУ МИФИ)
  4. Филиал Московского педагогического государственного университета в г. Челябинске
  5. Филиал ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) в г. Кыштыме
  6. Филиал ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) в г. Озерске
  7. Филиал ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) в г. Трехгорном
  8. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинского государственного педагогического университета» в г. Миассе
  9. Челябинский филиал ФГБОУ ВПО Уральская государственная юридическая академия

Эффективные филиалы:

  1. Институт агроэкологии — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная агроинженерная академия»
  2. Миасский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет»
  3. Озерский технологический институт — филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (ОТИ НИЯУ МИФИ)
  4. Снежинский физико-технический институт — филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (СФТИ НИЯУ МИФИ)
  5. Троицкий филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Челябинский государственный университет"
  6. Уральский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия правосудия" (г.Челябинск)
  7.  Филиал ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" (НИУ) в г.Аше
  8.  Филиал ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" (НИУ) в г.Златоусте
  9. Филиал ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" (НИУ) в г.Миассе
  10. Филиал ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" (НИУ) в г.Сатке
  11. Филиал ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" (НИУ) в г.Снежинске
  12.  Филиал ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" (НИУ) в г.Усть-Катаве
  13. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» в городе Златоусте
  14. Челябинский институт путей сообщения — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения»
  15. Челябинский институт, филиал Российского государственного торгово-экономического университета
  16. Челябинский филиал РАНХиГС

С сайта Минобрнауки РФ.

 

 

Чтобы добавить комментарий, зарегистрируйтесь на сайте или войдите через соц.сеть: