Среда, 29 Февраль 2012 09:46

Сельский музей мирового значения

Опубликовал 
Оцените материал
(0 голосов)

музей имени С. А. ГерасимоваИмя прославленного кинорежиссера, актера, драматурга, Героя Социалистического Труда, неоднократного лауреата государственных премий, почетных званий и наград Сергея Апполинариевича Герасимова у нас в Чебаркуле не знают разве только представители самого юного поколения. Родился он в селе Десятилетие, на родине, в селе Кундравы,

открыт муниципальный музей его имени, где собраны уникальные экспонаты: мебель и личные вещи режиссера, многочисленные награды С. Герасимова и его супруги Т. Макаровой. Каждый год у нас в области проходит Всероссийский кинофестиваль «Любить человека», в его рамках звезды российского кинематографа приезжают в музей, чтобы почтить память своего Великого Учителя.
В городском выставочном зале «Колорит» работала выставка творческого наследия С. Герасимова, посвященная 105-летию со дня рождения нашего знаменитого земляка. Много нового и интересного рассказал о творчестве и личном общении со знаменитостью директор и создатель музея, житель села Травники Б. Красноперов, который неоднократно бывал у него в гостях и даже снимался в его последнем фильме «Лев Толстой». Вот что он поведал о первом знакомстве:
— Десятилетие, где родился С. Герасимов, являлось заимкой деревни Малково, наша семья там жила. Когда я узнал этот факт, то написал письмо режиссеру — а вдруг он вместе с отцом купался в одном деревенском пруду? Так у нас завязалась переписка. Я ему писал о нашей жизни в уральской глубинке, с ехидцей и сарказмом комментировал события, отправлял рассказы, опубликованные в местной газете. Он читал все это друзьям, и как-то написал мне, что хочет со мной встретиться. Приглашение знаменитости я воспринял как особую честь. Человеком я был не робкого десятка, но меня больше пугала встреча не с самим режиссером, а с его супругой Тамарой Макаровой, которая уже прославилась своей ролью Хозяйки Медной горы. И действительно, именно она в шикарном длинном халате открыла мне дверь. Но я к встрече подготовился: опустился перед ней на колени и преподнес огромный букет ромашек со словами: «Хозяйке Медной горы от уральцев!» Знакомство состоялось, первая встреча прошла очень тепло».
Сам Сергей Апполинариевич очень тепло относился к новому знакомому, хотя тот был на 30 лет моложе его. Как признается Борис Александрович, режиссер с особым удовольствием слушал его «уральский» говор, хотя ничего особого в нем, казалось, не было. «Тарахтите беспрерывно, — говорил Герасимов. Сам он в последние годы своей жизни любил бывать на родине, на Тургояке проводил съемки фильма «Журналист». Как- то пригласил на съемку фильма «Лев Толстой», в котором играл главную роль, Б. Красноперов сыграл свою единственную роль с Людмилой Марковной Гурченко. Он рассказывает:
— Кинематографическая богема не больно-то привечала меня. Когда я в очередной раз приехал на съемки, пришлось ждать начала их в пустой студии. Сидел я на подоконнике, когда в помещение с шумом ввалилась толпа артистов. Один из них решил меня подколоть и громко спросил: «Ну что, не заблудился у нас в Москве?» На что я ему спокойно ответил: « Я у себя в Травниках не блужу, чего бы мне в Москве теряться!» Больше меня не подначивали».
Как же простой сельский житель из Травников нашел подход к знаменитому режиссеру, нашел подход к его душе, практически стал другом семьи? Мало кто знает о том, что Б. Красноперов написал и издал книгу «Сломанный колос», в которой с неприкрытой прямотой, доступным простым людям языком отобразил всю изнанку непростой жизни на селе. Я прочитал ее, и смею утверждать о незаурядном уме и таланте автора. О кончине великого Мастера Борис Александрович вспоминает:
—Я был на сессии в институте. Кода наклонился завязать шнурок, в груди что-то кольнуло. Почему-то подумалось — не с Герасимовым ли что случилось. Действительно, в этот день на мое имя пришла роковая телеграмма. Схоронили Сергея Апполинариевича, как он и хотел этого, на Новодевичьем кладбище, очень скромно. На его могиле и сейчас только плита из розового мрамора, никаких памятников и бюстов. Когда ушла из жизни Тамара Макарова и ее единственный сын Артур, я при помощи друзей перевез многие вещи из их квартиры на малую родину режиссера и добился открытия музея имени С. А. Герасимова.
— Но ведь еще губернатор П. Сумин предлагал вам разместить музей в областном центре…
— Было такое. Но я тогда сказал — только через мой труп! Хотя, честно говоря, в то время музею было уделено огромное внимание. Пришлось задуматься, когда приехали деятели с Союза кинематографистов. За столом на базе отдыха «Металлург» главный из них поднял тост за присвоение музею статуса федерального значения. Как это делается, спросил я у него. Это наша забота, последовал ответ. С тех пор ни на мои письма, ни на телефонные звонки этот деятель не отвечал. Я дал зарок — музей останется в Кундравах, пока на крышку моего гроба не будет брошена последняя лопата земли. А мне уже 75 лет…
— Но ведь экспонаты музея уникальны и имеют огромную историческую и культурную ценность, причем, в мировом масштабе. Разве можно так к ним относиться?
— Пока я вижу, что ни содержание, ни сам музей никого не интересует, своего мнения я не изменю. На это у меня, я считаю, есть полное моральное право.

 

Геннадий ДОНЦОВ 

 

Народная артистка Людмила Хитяева беседует с директором музея Борисом Красноперовым

Фото Виктора ПРУТОВА 

Чтобы добавить комментарий, зарегистрируйтесь на сайте или войдите через соц.сеть: